понедельник, 10 декабря 2018 г.

Классный час. «Здоровому - здорово»

Классный час. «Здоровому - здорово»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Ненич Л.Я.
Цель: Сформировать представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; повторить правила, помогающие сохранить собственное здоровье на долгие годы. Воспитывать желание сохранить собственное здоровье.

Оборудование: Модель цветка, плакат «Режим дня», иллюстрации продуктов, в которых содержатся витамины А, В, С, Д.


Ход занятия:
Добрый день, юные друзья и уважаемые гости!
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Мы сегодня на уроке
Будем думать, рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и будем выбирать.
Вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь? Ответ детей.
Правильно, о здоровье. Каждый человек с раннего детства должен заботиться о своем здоровье. Здоровье позволяет нам интересно жить и лучше учиться.
Какие же правила здорового образа жизни (ЗОЖ) необходимо выполнять? Что же делать, чтобы быть здоровым?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие на самую прекрасную планету. Но попасть на эту планету мы сможем только после того, как вырастим цветок здоровья. Каждый лепесток содержит в себе правила ЗОЖ. И когда мы соберем все его лепестки, этот цветок станет волшебным.
1-й лепесток – ЧИСТОТА.
К.И. Чуковский сказал: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»
1.Как вы думаете, что будет означать 1-й лепесток? Ответ детей.
Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила личной гигиены, быть опрятными, аккуратными.
2.Какие правила личной гигиены вы знаете? Ответ детей.
Вспомогательные вопросы: Как ухаживать за телом? Когда необходимо мыть руки? Сколько раз в день нужно чистить зубы? Как ухаживать за волосами? Как следить за одеждой и обувью? Как следить за чистотой жилища, класса?)

Молодцы, правила личной гигиены вы знаете.
- Скажите первое, что мы делаем рано утром?
(идем умываться, чистим зубы)
Умывался он раненько,
Зубы чистил, уши тер.
Самым чистым и опрятным
Был в лесу лесной бобер!
Чистить зубы нам не лень-
Чистим их два раза в день.
Чистим зубки дважды в сутки,
Чистим долго-три минутки
Щёткой чистой, не мохматой,
Пастой вкусной, ароматной,
Чистим щёткой вверх и вниз –
Ну, микробы, берегись!
Чтобы зубы не болели,
Знают дети, знают звери:
Каждый должен дважды в год
Показать врачу свой рот!

- Какие предметы нам помогают быть чистыми? Ответить на этот вопрос помогут загадки:
1.Костяная спинка, жесткая щетинка,
С мягкой пастой дружит, нам усердно служит. (зубная щетка)
2.Ускользает как живое, но не выпущу его я,
Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне. (мыло)
3.Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.
Собирается она вымыть спину докрасна. (мочалка)
4.Я всегда тебе нужна, горяча и холодна.
Позовешь меня – бегу, от болезней берегу. (вода)
5.Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукою. Что это такое? (полотенце)
6.Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (расческа)

-Расскажите, какие мудрые мысли, пословицы о чистоте вы знаете?
Пословицы.
Чистота – лучшая красота.
Чистота – залог здоровья.
Чисто жить – здоровым быть.
Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
Кто аккуратен – тот людям приятен.
И так, какое правило необходимо выполнять, чтобы быть здоровым? Ответ детей.
ЗОЖ начинается с чистоты.
Вывешивается 1-й лепесток.

2-й лепесток – РЕЖИМ ДНЯ
Народная пословица гласит:
«Соблюдай режим труда и быта, будет здоровье крепче гранита».
О чем пойдет сейчас речь? Как назовем 2-й лепесток? Ответ детей.
Что такое режим дня? Ответ детей.
Режим дня – это четкий распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня.
Как вы выполняете режим дня? Расскажите.

Дети читают стихи.
Ученик 1:
Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов,
Сделать легкую зарядку
И убрать свою кроватку!
Душ принять.
И завтрак съесть.
А потом за парту сесть!
Ученик 2:
Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!
Опасайтесь вы машин,
Их коварных черных шин.
Ученик 3:
На занятиях сиди
И все тихо слушай.
За учителем следи
Навостривши уши.
После школы отдыхай,
Но только не валяйся.
Дома маме помогай,
Гуляй, закаляйся!
Ученик 4:
Пообедав, можешь сесть
Выполнять задания.
Все в порядке, если есть
Воля и старание.
Соблюдаем мы всегда
Распорядок строго дня.

Учитель вывешивает плакат или показывает.
Это ваш режим дня. Он примерный, и может меняться. Главное, чтобы в сутки вы спали не менее 8 – 9 ч., кушали примерно в одно и то же время 4 - 5 раз в день. Очень важно, чтобы вы чередовали работу и учебу с отдыхом.
Какой отдых вы любите? Ответ детей.
Проводите время на свежем воздухе, не менее 2-х часов в день; читайте книги; играйте в подвижные игры. Меньше проводите времени за компьютером и телевизором. Они вредны для нервной системы и зрения.
И так, какое условие необходимо выполнять, чтобы быть здоровым? Ответ детей.
Вывешивается 2-й лепесток.
3-й лепесток – ДВИЖЕНИЕ.
Вам нравятся люди с красивой осанкой? Ответ детей.
Не случайно в народе говорят «эта девочка красивая, как березка». Что они имеют в виду?
Сейчас мы вам расскажем, как ведут себя некоторые девочки, желая стать первыми красавицами.
Дети читают стихи.
Ученица:
У нас Ксюша – модница.
Ей не легко приходится.
У Ксюши каблуки,
Как у взрослой высоки.
Вот такой вышины, вот такой ужины!
Ученик:
Бедняжка! Вот страдалица!
Идет – чуть-чуть не валится.
Малыш с открытым ротиком
Не разберет никак –
Голос: «Ты клоун или тетенька?»
Ученица:
Ей кажется, прохожие
С нее не сводят глаз.
А те вздыхают: «Боже мой,
Откуда ты взялась?»
Ученик:
Колпак, пиджак коротенький
И мамино пальто.
Не девочка, не тетенька,
А непонятно кто.
Ученица:
Нет, в молодые годы
Не отставай от моды,
Но следуя за модой
Себя не изуродуй!

Какой совет дадим Ксюше? Ответ детей.
Что нужно делать, чтобы наша осанка была красивой? Ответ детей.
-Чтобы ваша осанка была хорошей, красивой, выполним упражнения
Выполняем упражнение под музыку.
           
Малоподвижный образ жизни вредит здоровью.
Как сказал философ Аристотель «Движение – это жизнь»

Как назовем мы третий лепесток? Ответ детей.
Ребята, как вы укрепляете свое здоровье? Каким видом спорта любите заниматься? Как закаливаете свой организм?
Ответ детей. Утренняя гимнастика, прогулки, занятие физкультурой, спортом (лыжи, плавание и т.д.), закаливание (водой, воздухом, солнцем).

Занятие физкультурой и спортом делают вас ловкими, быстрыми, сильными, помогают лучше учиться.
Итак, какое 3-е правило ЗОЖ необходимо выполнять? Ответ детей.
Вывешивается 3-й лепесток.

4-й лепесток – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
Народная мудрость гласит «Дерево держится своими корнями, а человек пищей»
Как вы думаете, о чём сейчас пойдёт речь? Ответ детей.
Что вы любите есть больше всего? Ответ детей.
У нас в гостях повар. Он посоветует какие продукты следует кушать чаще?
Повар:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться!
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть –
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь.
Со мной пришли полезные вещества, которые есть в продуктах.
Белок:
Белок – строительный материал для клеток. Без него человек не может расти.
Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть,
В молоке и в мясе тоже
Есть он, и тебе поможет.
Углеводы:
Углеводы – топливо для клеток, как уголь для паровоза или бензин для машины.
Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа.
Нам в тепло и в непогоду
Поставляют углеводы.
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
Жиры:
Жиры – склад еды, одежды,
Жир, что в пище мы едим.
Очень нам необходим.
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
Повар:
Подведем итоги.
Чтоб расти – нужен белок,
Для защиты и тепла –
Жир природа создала,
Как будильник без завода
Не пойдет ни тик, ни так,
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак!

В продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами.
Витамины оказывают полезное влияние на наше здоровье.
Витамин А очень полезен для зрения.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет
Вывешиваем или показываем рисунок.
Витамин В способствует хорошей работе сердца.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам
Вывешиваем или показываем рисунок.
Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить.
Вывешиваем или показываем рисунок.
Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, не подверженным простудам. Если все же простудился, с помощью витамина С можно быстрее поправиться.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Вывешиваем или показываем рисунок.

Как же правильно питаться? Ответ детей.
 - В старину говорили: «Щи да каша – пища наша». Действительно каши играют важную роль в развитии ребёнка и питании взрослого человека, потому что они богаты важными витаминами и микроэлементами.
Отгадайте: что это за каша? (загадки)
1.Белые зёрнышки во рту тают. (Рис) 
2.Называют её кашей красоты,
Полюби её и ты. (Овсяная)
 3.Её любят маленькие дети,
Самая вкусная каша на свете. (Манная)
 4. Мелкие зёрнышки
    Напоминают солнышко.
    Жёлто в горшке,
    Сытно в брюшке. (Пшено)
5.Эта каша витаминов полна
Хоть на вид она черна. (Гречневая)
Итак, какое 4-е условие надо выполнять, чтобы быть здоровым?
Вывешивается 4-й лепесток.

5-й лепесток – НЕТ ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ.
Пятый лепесток расскажет нам о том, что может причинить вред нашему здоровью. Это вредные привычки.  Какие вредные привычки вы знаете?
Ответ детей. Курение табака, алкоголь, наркотики.
Какой вред приносит курение? Ответ детей.
Курение вредно для легких да и для всего организма. Ребенок, который начинает курить, хуже растет, быстрее устает, плохо учится, часто болеет. Это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд – никотин. Ученые подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут. Курение опасно не только для тех, кто курит, но и тех, кто находится рядом, вдыхает чужой дым.
Скажем: «Нет курению!» (все вместе)

Алкоголь с арабского означает одурманивающий.
В чем содержится? Ответ детей. Пиво, вино, водка
Какой вред приносит алкоголь? Ответ детей.
Алкоголь является причиной ссор и драк, болезней, аварий на дорогах, смерти людей. Алкоголь нарушает движение, речь, вызывает тошноту, головокружение, заставляет чувствовать себя более уверенными, чем обычно, и совершать опасные поступки. Особенно алкоголь опасен для детей. Несколько глотков могут вызвать сильное отравление.
Скажем: «Нет алкоголю» (все вместе).

Наркотики – особые вещества, разрушающие организм человека. Они могут выглядеть в виде жвачек, таблеток, сигарет, пахнущих веществ. Попробовав раз, человек привыкает к ним и уже не может без них обходиться. У него развивается тяжелая болезнь – наркомания, вылечить которую очень трудно.
Наркотик разрушает работу мозга и всего организма и в конце концов убивает человека.
Скажем: «Нет наркотикам» (все вместе).
Скажем: «Нет вредным привычкам» (все вместе)
-Какие еще вредные привычки вы знаете? Ответы детей.
Тест
1.     Почему нельзя грызть кончик карандаша или ручки? (Зубы будут неровными)
2.     Почему нельзя грызть ногти? (Под ногтями находятся возбудители различных болезней, яйца гельминтов)
3.     Как избавиться от привычки или желания ковыряться в носу? (Смазывать внутри маслом или вазелином и затем чистить нос 1-2 раза в день ватным жгутиком, увлажнять воздух в комнате)
4.     К чему может привести  привычка брать в рот несъедобные предметы? (можно проглотить предмет, можно перекрыть вход в трахею, можно проколоть нёбо или щеку, заразиться болезнями)
5.     Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы, расческу? (можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибковыми заболеваниями)
Вывешивается 5-й лепесток.
И от себя я хочу добавить еще несколько лепестков – это радость, добро, счастье. Без них цветок не будет полным. Давайте больше улыбаться и радоваться окружающему миру. Пусть ваши сердца будут добрыми. Запомните замечательное правило: «Относись к окружающим так, как хочешь, что бы они относились к тебе!»

Музыкальная минутка.
Наши ребята приготовили частушки о ЗОЖ. Давайте их послушаем.
За здоровый образ жизни
Выступаем мы сейчас.
Надо быть здоровым, чистым
Это просто высший класс.
Утром рано, без обмана,
Ем тарелку каши манной,
Ведь  «пятёрочку» никак                              
Не получишь натощак.                                    
 Пейте, дети, молоко,
Ведь учиться нелегко!
Для образования
Нужно мозгам питание. 
Чтоб гордиться мне фигурой,
Занимаюсь физкультурой.
Упражнения и бег
Гарантируют успех! 
Все полянки и кусты
Мы в лесу облазили
Витамины все, что есть,
Запасли мы на зиму.
  Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
   Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам.
И не только по утрам. 
   От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка.
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока.
Физкультуры упражнения
Постарайся выполнять.
Лучше будешь ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.

Вот наш цветок здоровья и расцвел.
Цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались только к одному из его лепестков.
Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать мальчикам и девочкам, что в жизни хорошо, а что плохо.
Друзья! Нам прощаться настала пора!
Чтоб не случилось, всегда человек,
Здоровья желает другому навек!
Мы «здравствуйте», вам на последок кричим,
Цветами здоровья вас одарим.
-  Вот и подошло к концу наше путешествие. Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество – здоровьем. Быть здоровым – желание любого человека. Это желание исполнится, если человек будет соблюдать все правила, о которых мы рассказали.  Вы согласны, что наше здоровье зависит от нас самих? Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас запомнил мудрые слова, которые станут итогом нашего урока:

«Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам».

Комментариев нет:

Отправить комментарий