четверг, 14 марта 2019 г.

Социально-воспитательные технологии


Подготовила и провела
учитель начальных классов
Л.Я. Ненич

Классный час «Семья и семейные ценности»

Класс 4
Цель: воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, к семейным ценностям, способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций; содействовать сплочению классного коллектива.


Для реализации поставленных целей использовались:
  •  социально – воспитательные технологии;
  •  проектная технология;
  • коммуникативная технология;
  • игровые технологии;
  • групповые технологии;
  • компьютерные технологии.



Ход занятия:
Учитель-ведущая: Дорогие ребята, родители! Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Прослушав стихотворение, вы наверняка угадаете тему нашего классного часа.
    Семья – это то, что мы делим на всех.
    Всем понемножку: и слезы, и смех,
    Взлет и падения, радость, печаль,
    Дружбу и ссоры, молчанье печать.
    Семья – это то, что с тобою всегда.
    Пусть мчатся секунды, недели, года.
    Но стены родные, отчий твой дом –
    Сердце на веки останется в нем!
   -  Да, сегодня мы с вами поговорим о семье.
Мозговой штурм: Сейчас, я прошу вас, родители и дети, не задумываясь ответить на вопрос: Что же такое семья?
- Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
- Сегодня наш классный час «Семья и семейные ценности», поможет нам больше узнать друг друга и наши взаимоотношения в семье.
Ведущая. Уважаемые родители! Мы знаем, что воспитание детей – дело очень трудное, поэтому на встречу с вами пришли сегодня учёные, директора школ, учителя (их роли играют дети). Сегодня они дадут вам советы, как правильно, без ошибок, воспитывать детей. Первое слово я предоставляю директору школы…(ФИО ученика).
Директор. Уважаемые родители! Ваши дети учатся в 4 классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? (обводит родителей взглядом). Никогда! (Грозно) Повторяю, никогда не спрашивайте своего ребенка: Тебя вызывали к доске?, Какие оценки получил? Лучше спросите (доброжелательно): Что сегодня было интересного в классе?
Ведущий. Слово имеет доктор медицинских наук…(ФИО ученика).
Доктор медицины. Чтобы наши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. От этого двойная польза: общение с ребенком и укрепление здоровья.
Ведущий. Очень жаль, если ваш ребенок будет выглядеть так как герой следующего стихотворения.
Ученик: Спортом я не занимаюсь,
                Я никак не закаляюсь.
                Бегать, прыгать нету сил.
                Свет мне кажется не мил.
                Я сутулый и хромой,
                Я совсем уже больной.
Ведущий. Ещё один совет даёт заслуженная учительница…(ФИО уч-ся)
Учительница. Если ребенок совершает дурной поступок, то его мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. Великий педагог Януш Корчак провинившегося ребенка или оправдывал, или прощал. А как в ваших семьях относятся к дурным поступкам детей?
Ведущий. Как бы вы, ув. родители, поступили, например, в следующей ситуации?
Ученик. Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил:  «Кто разбил?»
Мальчик затрясся от страха и сказал:   «Я».
Ведущий. Как вы считаете, что ответил ребенку отец?
(Родители предлагают свои варианты ответов)
Ведущий. Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал». Но порой бывает и так, как описано в стихотворении «Ваза».
Ученик. Папа вазу опрокинул,  Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» -  Всё семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью, это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа», - Скажут про меня.
Ведущий. Продолжит наш разговор доктор педагогических наук…(ФИО уч)
Доктор пед. наук. «Бить или не бить?» - вот в чем вопрос. Парламент Великобритании решил: бить. Для этого, представьте,  специальные ремни выпускают. А в Европе не принято даже ставить в угол. А как обстоят дела в наших семьях?
Ведущий. Может быть, как в стихотворении «Взрослым».
Ученик. Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиниться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться?
Конец терпению моему!
Де-мо-би-ли-за-ция!
Ведущий.  Спор о наказаниях продолжают звери, которые собрались на лесной поляне на родительское собрание
СЦЕНКА
Автор: Как-то осенью по лесу покатилась вдруг молва:
на полянке ровно в восемь собирает всех сова.
 Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,
кто пошёл, кто полетел на призывный этот зов.
Енот: Ты не ведаешь, кума, чем встревожена сова?
Может твой лисёнок снова в школе мучает косого?
Лиса: Ой, не говори, Енот, он и дома сущий чёрт!
Ёж: Волк, дружище, твой сынок не срывал сове урок?
Волк: Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть.
Ёж: А скажи-ка мне, медведь, твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье испытал прекрасным пеньем?
Медведь: Не могу сказать, соседка, я мишутку вижу редко.
Автор: Нацепив очки на нос, задала сова вопрос...
Сова: Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы?
Автор: Зашумела тут толпа.
Лиса: Что за глупости, сова? Я лисёнка лишь вчера долго за уши драла.
Медведь: Про медведей говорят: он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка приласкаю лишь пруточком.
Автор: Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковку, важно с пафосом изрёк...
Заяц: Я же против порки!
Я косых своих детей лапою не трону,
по дороге каждый день Им внушаю строго:
Не ходите на ушах, не грызите двери
и хвосты своих друзей вы не суйте в щели”.
Автор: Протрещала тут сорока:
Сорока: Я в беде не одинока
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они подолгу,
я ремень беру в подмогу.
Автор: Зашумела вновь толпа.
Кто был “против”, кто был “за”.
Долго не могла сова донести до них слова...
Сова: Я прошу вас, звери-мамы, а в особенности, папы,
прекратить в своей семье воспитанье на ремне.
Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,
что от нас, учителей, ждут таких же вот вещей.
Енот: Как не бить?
Автор: Сказал енот.
Белка: Ну а мне...
Автор: Всплакнула белка.
Белка: Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной, подведёт себе глаза
и порхает на поляне, и танцует до утра.
Автор: Тут родительские страсти накалились докрасна.
Не в совиной было власти прекратить их голоса.
Нерешённая проблема о битье и небитье
стать должна несовременной, если мир царит в семье.
Ведущий. Наш следующий вопрос – о труде. Выступает педагог-новатор…
Педагог-новатор. У каждого ребенка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребенок – маленькое дело, растет ребенок – растет и его дело. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил ваше поручение, подкрепите свою просьбу словами: пожалуйста, если тебя не затруднит.
Ведущий. (к родителям) а знаете ли вы вежливые слова? Сейчас проверим.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… (спасибо),
Мальчик вежливый и грамотный
Говорит, встречаясь,… (здравствуйте).
А во Франции и в Дании
На прощание говорят (до свидания).
Ведущий. Помните, уважаемые родители, что ваши дети сделают гораздо больше, если их об этом просить, а не приказывать. Вот вам пример того, как мама сумела найти выход из трудного положения.
 (Дети исполняют стихотворение “Маму не запугать”.
Два ученика сидят на ковре в центре класса среди разбросанных игрушек)
От автора:
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом.
(Появляется девочка “мама” с тяжелыми сумками,
снимает боты, видит страшный беспорядок в квартире)
Мама: Был на квартиру налет?
Дети: Нет!
Мама: К нам приходил бегемот?
Дети: Нет!
Мама: Может это не наш?
Дети: Наш это приходил Сережка, поиграли мы немножко.
Мама: Значит, это не обвал?
Дети: Нет!
Мама: Слон у нас не танцевал?
Дети: Нет!
Мама:
Значит, просто показалось, Я напрасно волновалась!
Вместе в доме уберем  И порядок наведем.
Дети: Да-а-а-а-а-а-а-а!
Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Слово имеет ректор института…
Ректор: Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то телевизор должен «сломаться» хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Отвечу: воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!
Ученик:
Я тружусь целый день,
И поверьте, мне не лень
У компьютера сидеть,
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж до упора”.
Лежа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой
И с глазами... я слепой!
Ведущий: А сейчас, уважаемые родители, мы предложим вам решить одну воспитательную задачу.
(Дети разыгрывают сценку)
От автора: Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.
(Мать рассматривает тетрадь, тычет в нее пальцем, говорит сердито)
Мать: Ты что, дурная совсем! Не знаешь. Как пишется это слово? У тебя, что мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы учиться грамотно писать!(Дочка пытается оправдаться, но мать берет ее за руку и уводит)
Ведущая: А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап.
- А сейчас я приглашаю всех к нашему семейному очагу, чтобы вы получили заряд бодрости и хорошего настроения.
 О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, что такая книга есть и у нас. Называется она «Семью семь», потому что в ней 7 страниц и каждая страница имеет в своем написании цифру 7. Ведь семья – это семь Я. Давайте полистаем страницы нашей книги. Но прежде предлагаю, разделиться на 2 команды: родителей и детей, чтобы узнать, кто больше знает о семье, о ее ценностях, о взаимоотношениях в семье.
Первая страница- «Седьмое колено».
Сейчас мы узнаем, кто вы, ваши корни, вспомните своих близких и родных.
Вопросы: Как называют отца мужа? (свекор),  мать мужа? (Свекровь), отца жены (тесть), мать жены (теща), брата мужа (деверь), сестру мужа (золовка), дочь родного дяди или тети (двоюродная сестра)
Следующая страничка нашей книги «Семеро одного не ждут»
Задание на время "Составь слово"  (На  доске написаны «странные» слова. В них надо переставить буквы таким образом, чтобы слово перестало быть «странным»).
Ямьсе - (семья)       Редоилит —(родители)        Лауци- (улица)
Бадусь — (судьба)       Беёркно –(ребёнок)
Следующая страничка нашей книги «Семь нот».
Музыкальные номера родителей и детей или муз. физ. минутка
 «Семь верст до небес» - следующая страничка
«Дружная семья горы свернет» - гласит русская народная пословица. Не случайно до наших дней дошли такие красивые пословицы. Ведь в каждой из них – народная мудрость, которая складывалась веками. Вспомните пословицы о семье, доме, родителях, об отношении в коллективе и выполните  Задание «Собери пословицу» и расскажите как вы понимаете смысл пословицы
Когда все вместе,                         то и душа на месте;
При солнышке тепло,                  при матери - добро;
Любишь кататься,                        люби и саночки возить;
Вместе тесно,                                          а врозь скучно;
Чего в другом не любишь,                     того и сам не делай;
В чужом глазу сучок увидим,                а в своём и бревна не замечаем.
Следующая страница «Семь цветов радуги»
    В крепкой дружной семье каждый берет на себя какие - то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь к другому. Каждый человек вкладывает свой смысл в слова: «семья», «родители». У каждого из вас сегодня есть возможность высказать своё мнение, поделиться своими мыслями. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и незаконченными предложениями.
Вы внимательно прочитайте их и допишите так,  как вы понимание, как вы чувствуете, представляете.
Тест «Незаконченное предложение»
Семья - это….
Мои родители – это
Радость в моей семье – это
Горе в моей семье – это
Вдали от родного дома  я буду  вспоминать …
Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…
Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…
Зачитывают свои ответы.
«Семь раз отмерь» - следующая страничка книги.
Свое мастерство покажут… Про плакаты расскажут…
Последняя страница «За семью печатями»
Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.
Уважаемые родители! Хочу представить вашему вниманию мысли детей о  вас. Прослушайте их и сделайте правильные выводы. Надеюсь, что они помогут вам в дальнейших взаимоотношениях с детьми.
Мысли о маме:
1. Моя мама и я…(очень любим друг друга, имеем личный день – четверг; это гульки и издевательство над папой; любим готовить разную еду; всё делаем вместе; готовим торты, играем в настольные игры, смотрим фильмы и мультики; самые близкие подруги)
2. Моя мама…(милая, добрая, веселая, красивая, умная, любимая, лучшая, мужественная, разная, ответственная, хорошая, стройная, любит цветы и готовить, всегда знает что делать)
3. Думаю, что большинство мам…(внимательные, строгие, добрые как моя мама; любят свою семью, любят своих детей;  умеют готовить; бьют ремнем; редко что разрешают детям, но моя мне все разрешает; хотят, чтобы мы хорошо питались; любят поговорить с подругами; жалеют и защищают детей, но могут отругать за баловство)
4. Я люблю свою маму, но…(она часто меня ругает; мама больше любит моего брата, мне не нравится, когда она на меня орёт; она бьет ремнем за двойки; я хочу, чтобы она была добрее и смелее; чтобы её любить, надо кушать; она ругает меня за беспорядок; она иногда строгая; не люблю, когда папа шутит над ней и она сердится)
Мысли о папе:
1.     Думаю, что мой папа редко…(любит мыть посуду и мы моем за него; убирает в доме; покупает себе одежду, а мы с мамой часто; дает сладкое; играет в компьютерные игры; получает знания; улыбается и ошибается; уделяет мне время; гуляет со мной на улице; покупает себе подарки)
2.     Если бы мой папа только захотел…(машину, я бы ему подарил; я бы хорошо знала математику; достроил бы третий этаж нашего дома; он бы сделал, а не откладывал на потом; купил бы мне новый телефон; бросил курить; тот же час сделал; кушать)
3.     Я хотел(а) бы, чтобы мой папа…(ходил гулять; был добрее и мягче, играл больше со мной, не курил, не сидел на телефоне по 6 часов в день; перестал ссориться с мамой; был всегда добрым; уделял бы мне больше времени; был всегда веселым, а не грустным; получал много денег; не уезжал на работу, но деньги зарабатывал)
4.     Думаю, что мой папа…(очень любит свою семью; любит свою работу; любит занять чем-нибудь руки, например, построить; рукодельник с золотыми руками; отличный строитель; супер-герой с мамой; прячет от меня сюрприз; что-то скрывает от меня; купил маме ксяоми редми нот 7; самый классный из всех пап )
Обращение к родителям:
Уважаемые дорогие родители! Я хотела бы больше проводить время всей семьёй, чтобы мы были ещё больше счастливой семьёй. Я хочу личную комнату. Я хочу, чтобы вы не ссорились, чтобы у вас было больше выходных, чтобы мы гуляли вместе. Я хочу, чтобы у нас закончился ремонт. Будьте добрее, не называйте меня оленем и другими не очень красивыми словами. Мама, хочу айфон 10, пожалуйста! Любите своих детей одинаково! Я желаю, чтоб у вас было хорошее здоровье, чтобы мне давали больше денег. Я желаю вам счастья, радости, здоровья. Мама и папа, я не хочу, чтоб вы старели, болели и ссорились, а хочу, чтоб у вас была удача и мирное небо над головой!
Учитель: Дорогие родители и дети, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошел даром, что бы он как-то повлиял положительно на ваши отношения.
Классный коллектив - это та же семья и когда у вас дома будет лад и у нас в классе будет царить дружба, взаимопонимание, взаимопомощь и любовь.
Заключение. И, конечно, же мы должны помнить о следующем:
СЦЕНКА (все дети выходят к доске)
Учителя хотят видеть нас такими... (руки сложили)
Мамы хотят видеть нас такими... (подметают)
Папы хотят видеть нас такими... (показывают мускулы)
Бабушки хотят видеть нас такими... (надувают щёки и гладят животы)
А МЫ ТАКИЕ, КАКИЕ МЫ ЕСТЬ!!! (подпрыгивают, руки вверх)!
В заключении хочу прочесть эти прекрасные строки:
Дорогие ребята!
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!



Комментариев нет:

Отправить комментарий