Составитель
рабочей программы
Учитель
начальных классов
Капканец
Ирина Юрьевна
Пояснительная
записка
Рабочая программа
составлена на основании следующих нормативных документов:
Ø
Примерная образовательная программа
начального общего образования и науки Донецкой Народной Республики от
15.08.2019 № 1133;
Ø
Примерная основная образовательная
программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. 1-4 кл.»: / сост.
Лобынцева С.Н.,. Ферапонтова Е.Н., Сапрыкина Ю.Б., Фещенко Н.А. – 3-е изд.
перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 68 с.
Ø
Приказа Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 07
августа 2019 года №
1110 «Об организации образовательной деятельности в
организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по программам
начального общего,
основного общего и среднего общего образования в 2019-2020
учебном году»;
Ø
Приказа Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019 года №
1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по
осуществлению
образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой
Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø
Приказа Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019 года № 1134 «Об утверждении
перечня учебников, учебных и учебно-методических пособий, рекомендуемых к
использованию в образовательных
организациях Донецкой
Народной Республики, осуществляющих образовательную
деятельность по
программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего
образования, в 2019-2020 учебном году»;
При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в
учебную программу коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы,
переносить сроки проведения контрольных работ. В этом случае учителем будут
сделаны соответствующие примечания в календарно-тематическом планировании с
указанием дат, причин, по которым были внесены изменения.
Приоритетная цель
начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне
начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
Ø
развитие
способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни:
воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование
эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру
животных, миру человека, миру искусства); формирование социально
ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
Ø
овладение
элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства,
совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения
сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе
изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
Ø
освоение
первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и
общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных
темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры,
архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям родного
края, к достижениям мировой художественной культуры;
Ø
развитие умения
использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства
художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными
материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью,
пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной
бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
3 класс – «Я – Художник и природа разных стран мира».
Структурной
особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года
основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир
животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств». Темы внутри
каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.
В основе реализации программы по
изобразительному искусству лежит системно- деятельностный подход, который предполагает реализацию
определённых методических принципов.
Принцип
выбора
индивидуальной образовательной траектории
(личностно ориентированное обучение.
Описание места учебного предмета
«Изобразительное искусство» в учебном плане
Согласно Рабочему учебному плану МОУ «ШКОЛА № 39
ГОРОДА ДОНЕЦКА» в 2019-2020 учебном году на обязательное изучение предмета
«Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 учебных часа в год (1 учебный час в
неделю), продолжительностью обучения 34 рабочие недели, что определяется и
календарным учебным графиком работы МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
В связи с этим в рабочую программу учителя добавлен
1 час в тему № 4 «Художник и мир искусств».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
№
урока
в теме
|
Наименование раздела, тем уроков
|
Дата
|
Примечание
|
||||||
план
|
факт
|
|
||||||||
1 четверть
Тема 1 (8ч.) Художник и
мир природы.
|
||||||||||
1.
|
1.
|
Творческая папка. Выразительные
качества художественных материалов.
Рисунок на
тему «Как я провёл лето»
|
03.09
|
|
|
|||||
2.
|
2.
|
Радуга-дуга.
|
10.09
|
|
|
|||||
3.
|
3.
|
«Ветер,
ветер! Ты могуч…»
|
17.09
|
|
|
|||||
4.
|
4.
|
Пустыни и оазисы
|
24.09
|
|
|
|||||
5.
|
5.
|
Кактусы-гиганты
|
01.10
|
|
|
|||||
6.
|
6.
|
Натюрморт в
живописи
|
08.10
|
|
|
|||||
7.
|
7.
|
Витражная
роза
|
15.10
|
|
|
|||||
8.
|
8.
|
Чудо-дерево
|
22.10
|
|
|
|||||
2 четверть
Тема 2 (8 ч.) Художник
и мир животных.
|
||||||||||
9.
|
1.
|
Образы животных в мифах и сказках
|
05.11
|
|
|
|||||
10.
|
2.
|
Собака –
верный друг
|
12.11
|
|
|
|||||
11.
|
3.
|
Полёт птиц
|
19.11
|
|
|
|||||
12.
|
4.
|
Образ лошади в изобразительном искусстве
|
26.11
|
|
|
|||||
13.
|
5.
|
Медный всадник
|
03.12
|
|
|
|||||
14.
|
6.
|
«Крокодил солнце в небе проглотил…»
|
10.12
|
|
|
|||||
15.
|
7.
|
«Божья коровка, улети на небо…»
|
17.12
|
|
|
|||||
16.
|
8.
|
Новогодняя
игрушка
|
24.12
|
|
|
|||||
3 четверть
Тема 3 (10 ч.) Художник и мир человека
|
||||||||||
17.
|
1.
|
Галерея детского изобразительного
творчества
|
14.01
|
|
|
|||||
18.
|
2.
|
Портрет в
скульптуре
|
21.01
|
|
|
|||||
19.
|
3.
|
Великаны и лилипуты
|
28.01
|
|
|
|||||
20.
|
4.
|
Женский профиль. Мужской профиль
|
04.02
|
|
|
|||||
21.
|
5.
|
Древние воины Донецких степей
|
11.02
|
|
|
|||||
22.
|
6.
|
Архитектурные постройки. Крепостные
стены.
Архитектурные постройки Донбасса
|
18.02
|
|
|
|||||
23.
|
7.
|
Народная игрушка
|
25.02
|
|
|
|||||
24.
|
8.
|
Необычная чаша
|
03.03
|
|
|
|||||
25.
|
9.
|
Знаменитые скульптуры
|
10.03
|
|
|
|||||
26.
|
10.
|
Пасхальная радость
|
17.03
|
|
|
|||||
4 четверть
Тема 4 (8 ч.)
Художник и мир искусств
|
|
|||||||||
27
|
1.
|
Фантастическое рядом – музей космонавтики
|
31.03
|
|
|
|||||
28
|
2.
|
В мире книг
|
07.04
|
|
|
|||||
29
|
3.
|
В мире музыки
|
14.04
|
|
|
|||||
30
|
4.
|
Театр масок
|
21.04
|
|
|
|||||
31
|
5.
|
Танцы народов мира
|
28.04
|
|
|
|||||
32
|
6.
|
Афины – город-музей
|
05.05
|
|
|
|||||
33
|
7.
|
Музеи мира: Лувр. Государственный музей
изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
|
19.05
|
|
|
|||||
34
|
8.
|
Итоговый урок.
|
26.05
|
|
|
|||||
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Объектами проверки и оценивания результатов художественного
образования являются основные компетентности:
-
Предметные (интерпретационные идеятельностно-творческие);
-
Межпредметные
эстетические (эстетические оценки ивосприятие);
-
Ключевые (общекультурные, информационно-комуникативные,социальные).
Оценивание
учащихся проводится по мотивационной шкале, то есть оценивание без баллов.
Мотивационное оценивание осуществляется
по 3 главным аспектам:
Художественно-теоретическая
деятельность (на элементарном уровне)
Знание
специальной художественной терминологии,
понимание художественных особенностей направлений, стилей, видов, жанров,
законов развития искусства.
Восприятие искусства (на элементарном
уровне)
Способность эмоционального восприятия
произведений искусства, определение их связи
с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношение к
художественному произведению и автору; способность интерпретировать
художественно- культурные явления.
Художественно-практическая деятельность
(на элементарном уровне)
Использование
художественно-теоретического материала, приобретенных
художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной
деятельности.
Уровни
|
Критерии оценивания учебных
достижений учащихся
|
Высокий
|
Художественно-теоретическая
деятельность
Учащийся (учащаяся) на элементарном
уровне демонстрирует осознанное
использование учебного
теоретического материала, но допускает
несущественные неточности в
использовании специальной художественной терминологии. Не
всегда систематизирует и обобщает
художественный материал.
Восприятие искусства
Учащийся (учащаяся) на элементарном
уровне умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы определенного
уровня, достаточно полно анализирует художественно-образное содержание произведения, но имеет стандартное мышление, ему не хватает собственных
выводов, ассоциаций, обобщений; на достаточном уровне владеет специальной
художественной терминологией при анализе художественных
произведений в процессе их восприятия и интерпретации,
отвечает без особых затруднений на вопросы учителя.
Художественно-практическая
деятельность
Учащийся (учащаяся) на элементарном
уровне воспроизводит содержание
учебного материала, основанного на
заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения
их смысла, изображает объект с использованием композиционных и колористических
схем, предложенных учителем.
Демонстрирует
осознанное
использование учебного
теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (светотеневом) решении образа, передает в рисунке общие и отличительные (индивидуальные)
признаки объекта, самостоятельно выбирает сюжет композиции, использует нетрадиционные размеры формата для решения художественного
замысла. Гармонично согласовывает между собой
все компоненты изображения; выделяет композиционный центр, умеет
подметить, но не совсем точно передаёт в изображении
наиболее характерное. На достаточном уровне владеет изобразительной грамотой. Испытывает потребность в
периодической
коррекции
учителя.
|
Достаточный
|
Художественно-теоретическая
деятельность
Учащийся (учащаяся) на элементарном
уровне демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на слайдах, учебных таблицах и индивидуальных
карточках-заданиях, узнает и различает отдельные
специальные художественные термины, обнаруживает
усвоение обязательного уровня учебной программы; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при
ответах на видоизмененные вопросы.
Восприятие искусства
Учащийся (учащаяся) на элементарном
уровне не всегда умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы, имеет недостаточно
сформировано художественное мышление
,не всегда последовательно и логично характеризует
отдельные художественные явления, его рассказ
требует уточнений и дополнительных вопросов; не всегда умеет самостоятельно сделать анализ художественного произведения, сравнение, выводы
|
|
относительно
восприятия произведений изобразительного искусства.
Художественно-практическая
деятельность
Учащийся (учащаяся) на элементарном
уровне воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов на репродуктивном
уровне. Степень сходства изображения
с предметами не соответствуют реальной действительности.
Испытывает затруднения в стилизованном рисунке, декоративном и
пропорциональном изображении. Удовлетворительно владеет объемно-пластической
выразительностью и качеством
конструктивного построения формы.
На элементарном уровне владеет изобразительной
грамотой. Не
может
завершить практическую
работу. Слабо
справляется
с поставленной целью урока. Нуждается
в периодической теоретической и
практической помощи учителя.
|
Начальный
|
Художественно-теоретическая
деятельность
Учащийся (учащаяся) на элементарном
уровне имеет отдельные представления об изученном материале,
владеет незначительной частью тематического материала, имеет ограниченный терминологический и словарный запас. Большая часть обязательного уровня
учебных программ не усвоена, допускает грубые ошибки в ответе.
Восприятие искусства
Учащийся (учащаяся) на элементарном
уровне имеет слабо сформированный уровень восприятия художественных образов.
Воспринимает
и воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов с конкретным образно-художественным
содержанием, однозначно их характеризует. Учащийся затрудняется дать характеристику даже эмоционально-образного содержания художественного произведения.
Художественно-практическая
деятельность
Учащийся (учащаяся) на элементарном
уровне имеет элементарные навыки и умения творческой художественной деятельности. На
низком уровне владеет
композиционным решением, не согласовывает
компоненты изображения, не выделяет пропорциональное отношение частей к целому, обнаруживает незнание
и непонимание объемно-пластическим и перспективным изображением. Не владеет на элементарном уровне изобразительной грамотой, не может сосредоточиться
при выполнении практической работы. Не
справляется с
поставленной целью урока. Требует
постоянно теоретической и практической помощи учителя.
|
Недостаточ-ный
|
Художественно-теоретическая
деятельность Восприятие искусства
Художественно-практическая
деятельность
Учащийся (учащаяся) на элементарном
уровне выявляет полное незнание и непонимание изучаемого учебного
материала, не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не выполняет
практическую работу. Требует постоянно теоретической и практической
помощи учителя.
|
Ø Дидактический материал к урокам изобразительного
искусства https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo
Комментариев нет:
Отправить комментарий