Составитель
рабочей программы
Учитель
начальных классов
Капканец
Ирина Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая
программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Ø
Примерная
образовательная программа начального общего образования и науки Донецкой
Народной Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø
Примерная
основная образовательная программа по учебному предмету «Трудовое обучение. 1-4
кл.» / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова
С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО
«ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 29 с
Ø
Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07
августа 2019
года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в
организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по программам
начального
общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020
учебном году»;
Ø Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019
года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по
осуществлению
образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой
Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019 года № 1134 «Об утверждении
перечня учебников, учебных и учебно-
методических пособий, рекомендуемых к использованию в образовательных
организациях
Донецкой Народной Республики, осуществляющих образовательную
деятельность по
программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего
образования, в 2019-2020 учебном году»;
Основной учебник: Технология.3
класс : учеб.для общеобразоват. Организаций / Е. А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 4-е
изд. – М. : Просвещение, 2017. – 127 с. : ил. – (Школа России).
Общая
характеристика учебного предмета
Отбор
содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными
особенностями развития младших школьников. Учебный материал каждого года имеет
системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение
учащихся в освоении выделенных тем, разделов. Содержательные акценты программы
сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой
культуры. Методической основой организации деятельности школьников на уроке
является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов.
Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному
материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого
содержания.
Содержание
предмета «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» определяется следующими составляющими
линиями:
· ручная техника обработки
материалов;
· техническое творчество;
· декоративно-прикладное искусство
и самообслуживание
Рабочая
программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в
среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического
развития и творческой деятельности. Программа построена согласно положениям:
Учебный
материал дифференцируется по видам деятельности (сгибание, складывание,
резание, лепка и т.д.) и конструкторскими материалами (бумага, картон,
пластилин, природные и искусственные материалы и др.), которые усложняются в
каждом классе в зависимости от наглядно-предметных характеристик изготовления
изделий (по шаблону на плоскости, по шаблону на плоскости с элементами
творчества; объёмные, объёмные с элементами творчества). Виды практической
деятельности дифференцируются в течение учебного года в зависимости от
календарных праздников (государственных и религиозных), краевых традиций и
обычаев, которые усложняются в каждом классе через подборку объектов труда и с
учётом возрастных особенностей учащихся. При составлении программы учтены
принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности,
систематичности, последовательности).
Место
учебного предмета в Примерном учебном плане
Согласно
Рабочему учебному плану МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» в 2019-2020 учебном
году на обязательное изучение предмета «Трудовое обучение» в 3 классе
отводится 35 учебных часов в год (1 учебный час в неделю),
продолжительностью обучения 34 рабочие недели, что определяется и календарным
учебным графиком работы МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
В связи с этим в рабочую программу добавлено 1 час
в тему № 1 «Формы и образы природы – образец для мастера » и 1 час в тему № 4 «От мира природы
к миру вещей».
Тематический план
№
|
Название
разделов
|
Количество
часов
|
|
Формы и образы природы – образец для
мастера
|
8
|
|
Вещи, создающие настроение праздника
|
10
|
|
Гармония стиля
|
8
|
|
От мира природы к миру вещей
|
9
|
ИТОГО:
|
35
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
№
урока в теме
|
Наименование
раздела, тем уроков
|
Дата
|
Примечание
|
||||
план
|
факт
|
|
||||||
1 четверть
Тема 1 (8ч.) Формы
и образы природы – образец для мастера
|
||||||||
1.
|
1.
|
Вводный
урок. Инструктаж по ОТ на уроках
трудового обучения.
|
04.09
|
|
|
|||
2.
|
2.
|
Рукотворный
мир – мир «второй природы»
|
11.09
|
|
|
|||
3.
|
3.
|
Компьютерные
технологии на уроках трудового
обучения, возможности их использования в создании рукотворного мира.
|
18.09
|
|
|
|||
4.
|
4.
|
Образы
природы в изделиях мастеров.
Передача
наиболее характерных деталей в условных формах оригами.
Новые
приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания.
|
25.09
|
|
|
|||
5.
|
5.
|
Силуэт:
красота линий и форм.
Особенности
силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги.
|
02.10
|
|
|
|||
6.
|
6.
|
Выразительность
силуэтных изображений. Изготовление узоров – силуэтов в квадрате и полосе.
|
09.10
|
|
|
|||
7.
|
7.
|
Переработка
образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера
и пр.
|
16.10
|
|
|
|||
8.
|
8.
|
Переработка
образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера
и пр.
|
23.10
|
|
|
|||
2 четверть
Тема 2 (10ч.) Вещи, создающие настроение праздника
|
||||||||
9.
|
1.
|
Инструктаж
по ОТ.
Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения.
|
06.11
|
|
|
|||
10.
|
2.
|
Конструирование изделий определённого
назначения (передача характера и настроения в вещах): пригласительных билетов
|
13.11
|
|
|
|||
11.
|
3.
|
Конструирование изделий определённого
назначения (передача характера и настроения в вещах): поздравительных
открыток.
|
20.11
|
|
|
|||
12.
|
4.
|
Конструирование изделий определённого
назначения (передача характера и настроения в вещах): упаковок для подарков.
|
27.11
|
|
|
|||
13.
|
5.
|
Новые приёмы построения форм и
разметки деталей изделия.
|
04.12
|
|
|
|||
14.
|
6.
|
Разметка на листе неправильной формы с
помощью угольника. Бумажная пластика.
|
11.12
|
|
|
|||
15.
|
7.
|
Конструирование объёмных изделий из
бумаги.
|
18.12
|
|
|
|||
16.
|
8.
|
Конструирование объёмных изделий из
бумаги.
|
25.12
|
|
|
|||
3 четверть
|
||||||||
17.
|
9.
|
Приёмы работы с циркулем. Разметка
деталей с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с помощью
циркуля.
|
15.01
|
|
|
|||
18.
|
10.
|
Приёмы работы с циркулем. Разметка
деталей с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с помощью
циркуля.
|
22.01
|
|
|
|||
Тема 3. (8ч.) Гармония стиля
|
||||||||
19.
|
1.
|
Инструктаж по
ОТ. Общее
понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей.
|
29.01
|
|
|
|||
20.
|
2.
|
Конструирование и изготовление изделий
с учётом требования стилевой гармонии
|
05.02
|
|
|
|||
21.
|
3.
|
Новые приёмы обработки ткани.
|
12.02
|
|
|
|||
22.
|
4.
|
Изготовление
простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей.
|
19.02
|
|
|
|||
23.
|
5.
|
Синтепон;
разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани
|
26.02
|
|
|
|||
24.
|
6.
|
Сборка
и отделка изделий из ткани
|
04.03
|
|
|
|||
25.
|
7.
|
Сборка
и отделка изделий из ткани
|
11.03
|
|
|
|||
26.
|
8.
|
Стилевые
особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной
книжки на мягкой обложке.
|
18.03
|
|
|
|||
4 четверть
Тема 4(9 ч.) От
мира природы – к миру вещей
|
||||||||
27.
|
1.
|
Инструктаж по ОТ. Чудесный
материал – соломка.
|
01.04
|
|
|
|||
28.
|
2.
|
Конструирование
изделий из соломки.
|
08.04
|
|
|
|||
29.
|
3.
|
Конструирование изделий из соломки.
|
15.04
|
|
|
|||
30.
|
4.
|
Использование
человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных
изделиях.
|
22.04
|
|
|
|||
31.
|
5.
|
Неподвижные
и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование
изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
|
29.04
|
|
|
|||
32.
|
6.
|
Неподвижные
и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование
изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
|
06.05
|
|
|
|||
34.
|
7.
|
Конструирование
изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
|
13.05
|
|
|
|||
34.
|
8.
|
Конструирование
изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
|
20.05
|
|
|
|||
35.
|
9.
|
Итоговый урок
|
27.05
|
|
|
|||
Критерии оценивания
Критерии
оценивания взяты из Методических
рекомендаций к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по
5-бальной системе (переработанные и дополненные), утверждённых решением научно-методического совета Донецкого ИППО
(протокол № 1 от 29.01.2015)
Оценка «5»
выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении
правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать
инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка
на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с
учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции
изделия.
Оценка «3» выставляется,
если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции
изделий. За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку
можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой. Изделие с
нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно
подлежит исправлению, переделке.
Отдельные
технологические операции
Оценка «5»
выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя
материалов;
правильность сгибания;
выполнение равномерных стежков; точность
выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку;
экономное и рациональное использование
материалов.
Инструментов
в зависимости от их назначения, умения самостоятельно составлять план после коллективного
анализа конструкции изделия;
умение
продемонстрировать изделие в действии с объяснением.
Оценка «4» выставляется,
если учащийся при разметке допустил неточность (до 3мм),
при
раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал
материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя;
составил
план работы вместе с учителем
Оценка «3»
выставляется, если учащийся при разметке допустил неточность: от 2 мм до 5;) нерационально
использовал материал и инструменты,
соблюдал
порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя;
при составлении плана работы вместе с учителем
допустил 3 логические ошибки.
Методические
средства
Ø
Технология.3 класс : учеб.для общеобразоват.
Организаций / Е. А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2017. –
127 с. : ил. – (Школа России).
Ø
/infourok.ru/konspekti-po-trudovomu-obucheniyu
Комментариев нет:
Отправить комментарий