Разработал
учитель начальных классов
Савушкина Д.С.
Методическая разработка тематического тренинга для
родителей на тему: «Влияние родительских директив на формирование личности
ребенка»
Цель:
расширение психологической компетентности родителей в области влияния
родительских директив на формирование личности ребенка.
Задачи:
1.
Познакомить родителей с распространенными видами родительских директив
негативно влияющих на личность ребенка;
2.
Обучить рефлексивному отношению к использованию директив в собственном общении
с ребенком;
3. Закрепить навыки общения с детьми без
использования родительских директив с помощью анализа и проигрывания ролевых
ситуаций.
Участники:
педагог, психолог, родители.
Время:
1,5 - 2 часа.
План проведения тренинга
1. Приветствие
2. Дать
определение и наиболее популярные виды родительских директив
3. Проигрывание
ситуаций с альтернативными видами общения
4. Рефлексия
Ход тренинга
1.Приветствие
Родители
сидят за столами, разбившись на группы. Педагог предлагает им изготовить
визитку из цветной бумаги. Цвет выбирается участником по желанию. Используемые
цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный. Психолог задает
вопрос: «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме
обращения чувствовали себя комфортно!», а участники пишут либо имя, либо имя -
отчество, либо уменьшительно-ласкательное имя. Изготовленные визитки
прикрепляются к одежде.
Цель:
оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень
готовности к сотрудничеству при помощи цветной методики А. Лутошкина.
Критерии оценки:
a. красный –
восторженное настроение;
b. желтый –
светлое, приятное;
c. оранжевое –
радостное;
d. зеленый –
спокойное;
e. фиолетовый –
тревожное, напряженное;
f. черное –
уныние, полное разочарование, упадок сил.
Родители
должны представиться и по желанию объяснить другим идею (замысел) своей визитки
или почему выбрано именно такое обращение.
2.Выступление педагога
-Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о
самом дорогом, что есть у нас, – о наших детях, и как мы родители можем
неосознанно повлиять на его дальнейшую жизнь.
-Тема
нашей встречи: «Влияние родительских директив на формирование личности
ребенка». Под директивами понимают скрытое, косвенное послание (приказание,
поучение), не явно сформулированное словами или обозначенное действиями
родителей, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет
наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин
своей вины ребенок осознать не может, они скрыты. Только исполняя директивы,
ребенок чувствует себя «хорошим».
Директива
– это своеобразное «скрытое послание» родителей ребенку, поучение, которое при
этом самим родителем не объясняется. Педагог выделяет наиболее распространенные
родительские директивы, которые негативно влияют на формирование личности
ребенка (см. Приложение 1 к тренингу).
3.Проигрывание ситуаций с альтернативными
видами общения
Проведение
упражнения на проявление используемых
родителями директив и обучение альтернативным формам общения.
Родители
делятся на подгруппы. Родителям предлагаются карточка с темой, и каждая группа
разыгрывают две ситуации, где родители используют родительскую директиву, эту
же ситуацию, но уже без директивы
Ситуации
для обсуждения:
-Ребёнок,
одеваясь на прогулку, в очередной раз побил другого ребёнка;
-Во
время чтения стихотворения, на утреннике, ребёнок допустил множество ошибок.
4. Рефлексия
От родителя к родителю передается клубочек.
Когда он находится в чьих-то руках, он продолжает фразу «Работая с группой, я
понял(а), что …». После подведения итогов родителям раздаются памятки «Семь
заповедей для родителей» (см. Приложение 2 к тренингу)
Приложение 1
Родительская директива и её глубинный смысл
|
Внешнее выражение родительской директивы
|
Негативное влияние родительской директивы
|
«Не
живи»- желание родителей управлять ребёнком через возбуждение в нём
постоянного чувства вины
|
«Глаза
бы мои на тебя не смотрели», «Как мне трудно с тобой», «Ты мне мешаешь» и пр.
|
Ребёнок
считает, что он является источником всех возможных бед в жизни родителей, что
он их вечный должник. Для снижения чувства вины ребёнок может подсознательно
стремиться к наказанию, т.к. ему проще чувствовать себя виноватым за
конкретное событие (например, драка), а не за факт собственного рождения. Реальное наказание служит ребёнку
средством разрядки эмоционального напряжения.
|
«Не
будь ребёнком» обесценивание родителями эмоциональных проявлений.
|
«Тебе
уже три года, а ты ведешь себя как маленький», «Скорее бы ты вырос» и пр.
|
Дети,
принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с
собственными детьми, как неспособные к рискованному поведению
|
«Не
расти» - панический страх родителей перед взрослением ребёнка
|
«Мам
всегда будет с тобой», «Ты ещё мал, чтобы так рассуждать», «Ну ты же не
маленький, чтобы…» пр.
|
Такая
директива часто обращена к единственным или младшим детям в семье. Дети,
принимающие эту директиву, часто демонстрируют поведение, не соответствующее
их возрасту. Подсознательно они стремятся вести себя «как маленькие»,
рассчитывая на родительскую поддержку. Став взрослыми, испытывают трудности в
создании собственной семьи и отделении от своих родителей.
|
«Не
думай» - трансляция ребёнку родительского страха перед проблемами.
|
«Не
умничай», «Не рассуждай, а делай», «Не бери в голову» и пр.
|
Дети,
выполняющие такую директиву, либо избегают интеллектуального напряжения при
решении проблем, либо стремятся «размыть» эти проблемы при помощи
развлечений.
|
«Не
сближайся с другими людьми» - внушение ребёнку, что нельзя доверять никому,
кроме родителей.
|
«Делиться
проблемами можно только с родителями», «Никому ничего не рассказывай»
|
Принятие запрета на любую близость приводит к страху
перед контактами с людьми. В результате ребёнок везде чувствует себя «не как
все», кроме как в родительской семье.
|
Приложение 2
Памятка для родителей
Семь заповедей для родителей
1.Принимай ребёнка таким, какой он есть.
2.Делая замечания, не унижай ребёнка.
3.Способствуйте повышению самооценки
ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
4.Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
Если вы хотите подчеркнуть динамику, то лучше сравните успехи с его
результатами вчера, неделю, месяц назад.
5.Учитывайте возможности детей, не
требуйте от ребёнка, того, что он не сможет выполнить.
6.Ребёнок имеет полное право на свои
ошибки, как и вы.
7.Создайте в жизни ребёнка атмосферу
тепла и свободы, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий