пятница, 13 сентября 2019 г.

Рабочая программа уроков гражданственности и духовности Донбасса для 2 класса, 2019-2020 уч. год.


Составитель рабочей программы


учитель начальных классов
Савушкина Д.С.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа – локальный нормативный акт МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА», определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению уроков гражданственности и духовности Донбасса во 2 классе.
Цель Рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»; содействие духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
Задачи Рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» с учетом особенностей учебного процесса МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» и контингента обучающихся в 2019-2020  учебном году.


Рабочая программа составлена на  основании следующих нормативных документов:
Ø    Примерная  основная образовательная программа  начального общего образования, утвержденная  Приказом  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.08.2019  № 1133;
Ø    Уроки гражданственности и духовности Донбасса: 1-4 кл.: Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций / Авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 3-е издание, переработано, дополнено. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019.
Ø    Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;
Ø    Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø    Методические рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году;
Ø    Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году».
Программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678.
Место предмета в учебном плане
     Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с  учебным планом МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» на 2019-2020 учебный год.
Содержание учебного предмета
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» - 10 часов. В макросферу входят такие микросферы как: «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса».
Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» - 6 часов. В макросферу входят такие микросферы как: «Законы мудрости народной», «Учимся жить среди людей», «Духовный свет моей Отчизны».
Макросфера 3.  «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» - 10 часов. В макросферу входят такие микросферы как: «Человек и закон», «Гражданская позиция» «Трудом славен человек».
Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир»  - 8 часов. В макросферу входят такие микросферы как: «След в истории»,  «Донбасс – часть Русского мира».

Критерии оценивания
При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» используются следующие документы:
Ø    Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).
Ø     «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
Ø    Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
Ø    «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ № 725 от 23.08.2018 г .).
Оценивание учебный результатов по предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» осуществляется вербально.
Оценка эффективности реализации программы предмета осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Результаты такого оценивания диагностируются с помощью мониторинговых исследований по изучению уровней воспитанности, обученности и социализации обучающихся.
Мониторинг. Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл. Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах.
Основное содержание и последовательность определения результатов патриотического воспитания включает в себя следующие компоненты:
Ø    составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения.
Ø     сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий детей и молодежи и т.д.;
Ø      определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его оценка, формулирование конкретных задач и мер по его дальнейшему улучшению.
Проекты. Особенностью курса является обязательное участие обучающихся в проектах, которое предусматривает привлечение их к выявлению, анализу и решению реальных социальных проблем (коллектива, микрорайона, города (села), Республики) с использованием для этого практической поисково-исследовательской работы. В течение учебного года обучающиеся выполняют проект по одной из предложенных тем.



























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА»
№ п/п
№ урока в теме
Тема урока
Дата
Примечание
план
факт
1 четверть
Макросфера 1. (10ч) «Донбасс – мой родной край»
Микросфера «Я – житель Донбасса»
1
1
Герои моего города.
03/09


2
2
Герои моего города. Практическое занятие (проект).
10/09


3
3
Тайна названий улиц родного города.
17/09


4
4
Тайна названий улиц родного города. Микроисследование.
24/09


Микросфера «Природа Донбасса»
5
5
Зеленая аптека Донбасса.
01/10


6
6
Составление каталога, рецептов народной медицины.
08/10


7
7
Зеленая аптека Донбасса. Составление рецептов блюд.
15/10


8
8
Зеленые ладошки земли Донбасса. Проведение викторины, акции по охране и защите природы; конкурс рисунков, создание фотоальбома.
22/10


2 четверть
Микросфера «Культура Донбасса»
9
9
Горжусь историей родного края.
05/11


10
10
Народные умельцы моего города. Бабушкина вышивка
12/11


Макросфера 2. (6 ч.) «Духовно-нравственные основы народа Донбасса»
Микросфера «Законы мудрости народной»
11
1
По страницам народного фольклора (задорные потешки, детские игры, считалки)
19/11


12
2
По страницам народного фольклора (задорные потешки, детские игры, считалки)
26/11


13
3
Народные символы и обереги
03/12


14
4
Народные символы и обереги
10/12


Микросфера «Учимся жить среди людей»
15
5
Настоящий друг. Бескорыстная дружба
17/12


Микросфера «Духовный свет моей Отчизны»
16
6
Народные традиции празднования Рождества Христова
24/12


3 четверть
Макросфера 3.  (10 ч) «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Человек и закон»
17
1
Основные законы в жизни человека.
14/01


18
2
Человек и гражданин – кто это?
21/01


19
3
Школа – наш второй дом. Права и обязанности школьника.
28/01


Микросфера «Гражданская позиция»
20
4
Дети –  граждане своего государства.
04/02


21
5
Дети –  граждане своего государства.
11/02


Микросфера «Трудом славен человек»
22
6
Трудолюбие. За что ценится труд
18/02


23
7
Почетный труд шахтёра
25/02


24
8
Почетный труд шахтёра
03/03


25
9
Труженики сельского хозяйства
10/03


26
10
Труженики сельского хозяйства
17/03


4 четверть
Макросфера 4. (8 ч.) «Донбасс и Русский мир»
27
1
Кто такие славяне?
31/03


28
2
Кто такие славяне? Моделирование поселения славян.
07/04


Микросфера «След в истории»
29
3
Первоучители словенские Кирилл и Мефодий.
14/04


30
4
Первоучители словенские Кирилл и Мефодий.
21/04


Микросфера «Донбасс – часть Русского мира»
31
5
Священный долг защитников Отчизны
28/04


32
6
Священный долг защитников Отчизны
05/05


33
7
Повторение изученного за год
19/05


34
8
Итоговый урок. Викторина: «Знатоки родного края»
26/05




















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список рекомендованной литературы для педагога
1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт.–сост. М. В. Видякин. – Волгоград, 2007.
2. Азбука нравственного взросления. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
3. Александрова Е. А. Воспитания современного ребенка / Е. А. Александрова // Классный руководитель. – 2012. – №5. – С.47-50.
4. Альшанина Е. И. Психологическое сопровождение воспитательного процесса. // Классный руководитель. – 2004. – № 2.
5. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В.Анохина // Новые ценности образования. – М.: Инноватор, 1996. – Вып. 6. – С.71-80.
6. Архипова, И. А. Развитие духовного мира ребенка в начальной школе. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 216 с.
7. Бим-Бад Б. М. Теория первоначального становления человека / Б. М. Бим–Бад // Педагогика. – 2012. – № 1. – С.30-39.
8. Богданович О. Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса: практическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009.
9. Бородина, А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
10. Быков А. К. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся / А.К.Быков, Г.М.Мусс // Воспитание школьников. – 2011. – № 4. – С.15-19.
11. Быков А. К. Патриотическое воспитание школьников при изучении истории отечественной войны 1812 года / А.К.Быков, Т.В.Левкина // Воспитание школьников. – 2012.
12. Вдовина, Н. Ю. Знакомимся с природой: Работа в группах / Н. Ю. Вдовина. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
13. Воспитание патриотизма через личное отношение к истории. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
14. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – № 6. 15. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? Штрихи к портрету // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С.14-19.
16. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. – 2009. – № 10. – С.36-46. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=578.
17. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
18. Метлик И.В. Ценностное ядро гражданского воспитания // Воспитание школьников. – 2011. – № 8. – С. 3-10.
19. Семыкина, Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания / Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. – 2011. – № 5. – С.21-25.

Комментариев нет:

Отправить комментарий