Составитель рабочей программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа – локальный
нормативный акт МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА», определяющий содержание,
объем, структуру учебного процесса по изучению уроков гражданственности и духовности
Донбасса во 2 классе.
Цель Рабочей программы – планирование,
организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по
изучению предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»; содействие
духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина
Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
Задачи Рабочей программы – определение
основных методических подходов и последовательности изучения предмета «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» с учетом особенностей учебного
процесса МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» и контингента обучающихся в
2019-2020 учебном году.
Рабочая программа составлена на
основании следующих нормативных документов:
Ø Примерная основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø Уроки гражданственности и духовности
Донбасса: 1-4 кл.: Примерная программа начального общего образования для
общеобразоват. организаций / Авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак
Н.И. и др. – 3-е издание, переработано, дополнено. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».
– Донецк: Истоки, 2019.
Ø Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа
2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;
Ø Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа
2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению
образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой
Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø Методические
рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в
общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020
учебном году;
Ø Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа
2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических
пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в
2019-2020 учебном году».
Программа
составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
от 30 июля 2018 года № 678.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа
(1 час в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с учебным планом МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА
ДОНЕЦКА» на 2019-2020 учебный год.
Содержание
учебного предмета
Макросфера
1. «Донбасс
– мой родной край» - 10 часов. В
макросферу входят такие микросферы как: «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса».
Макросфера
2. «Духовно-нравственные
основы народа Донбасса» - 6 часов. В
макросферу входят такие микросферы как: «Законы
мудрости народной», «Учимся жить среди людей», «Духовный свет моей Отчизны».
Макросфера
3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной
Республики» - 10 часов. В макросферу
входят такие микросферы как: «Человек
и закон», «Гражданская позиция» «Трудом славен человек».
Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир» - 8 часов. В макросферу
входят такие микросферы как: «След в истории»,
«Донбасс – часть Русского мира».
Критерии
оценивания
При оценивании
результатов деятельности учащихся по предмету «Уроки гражданственности и
духовности Донбасса» используются следующие документы:
Ø Государственный
образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от
25.07.2018г.).
Ø «Критерии оценивания учебных достижений
обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии
с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от
19.06.2015).
Ø Методические
рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников
Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического
совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
Ø «Инструкция
о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в
образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ
№ 725 от 23.08.2018 г .).
Оценивание
учебный результатов по предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»
осуществляется вербально.
Оценка эффективности
реализации программы предмета осуществляется на основе обобщённых оценочных
показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его
системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и
использование современных технологий воспитательного воздействия. Результаты
такого оценивания диагностируются с помощью мониторинговых исследований по
изучению уровней воспитанности, обученности и социализации обучающихся.
Мониторинг.
Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по
патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой
смысл. Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде
конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой
деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию
критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах.
Основное содержание и
последовательность определения результатов патриотического воспитания включает
в себя следующие компоненты:
Ø
составление краткого плана анализа состояния
патриотического воспитания и его результатов, разработку методических
материалов и документов для его проведения.
Ø
сбор
данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах,
об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов,
так и различных категорий детей и молодежи и т.д.;
Ø
определение выводов о состоянии
патриотического воспитания и его оценка, формулирование конкретных задач и мер
по его дальнейшему улучшению.
Проекты.
Особенностью курса является обязательное участие обучающихся в проектах,
которое предусматривает привлечение их к выявлению, анализу и решению реальных
социальных проблем (коллектива, микрорайона, города (села), Республики) с
использованием для этого практической поисково-исследовательской работы. В
течение учебного года обучающиеся выполняют проект по одной из предложенных
тем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И
ДУХОВНОСТИ ДОНБАССА»
№ п/п
|
№ урока в теме
|
Тема урока
|
Дата
|
Примечание
|
|
план
|
факт
|
||||
1 четверть
|
|||||
Макросфера 1. (10ч) «Донбасс –
мой родной край»
|
|||||
Микросфера
«Я – житель Донбасса»
|
|||||
1
|
1
|
Герои моего города.
|
03/09
|
|
|
2
|
2
|
Герои моего города. Практическое
занятие (проект).
|
10/09
|
|
|
3
|
3
|
Тайна названий улиц родного города.
|
17/09
|
|
|
4
|
4
|
Тайна названий улиц родного города. Микроисследование.
|
24/09
|
|
|
Микросфера «Природа
Донбасса»
|
|||||
5
|
5
|
Зеленая аптека Донбасса.
|
01/10
|
|
|
6
|
6
|
Составление каталога,
рецептов народной медицины.
|
08/10
|
|
|
7
|
7
|
Зеленая аптека
Донбасса. Составление рецептов блюд.
|
15/10
|
|
|
8
|
8
|
Зеленые ладошки земли Донбасса. Проведение
викторины, акции по охране и защите природы; конкурс рисунков, создание фотоальбома.
|
22/10
|
|
|
2 четверть
|
|||||
Микросфера «Культура
Донбасса»
|
|||||
9
|
9
|
Горжусь
историей родного края.
|
05/11
|
|
|
10
|
10
|
Народные
умельцы моего города. Бабушкина вышивка
|
12/11
|
|
|
Макросфера 2. (6 ч.)
«Духовно-нравственные основы народа Донбасса»
|
|||||
Микросфера
«Законы мудрости народной»
|
|||||
11
|
1
|
По
страницам народного фольклора (задорные потешки, детские игры, считалки)
|
19/11
|
|
|
12
|
2
|
По
страницам народного фольклора (задорные потешки, детские игры, считалки)
|
26/11
|
|
|
13
|
3
|
Народные
символы и обереги
|
03/12
|
|
|
14
|
4
|
Народные
символы и обереги
|
10/12
|
|
|
Микросфера «Учимся жить среди людей»
|
|||||
15
|
5
|
Настоящий
друг. Бескорыстная дружба
|
17/12
|
|
|
Микросфера
«Духовный свет моей Отчизны»
|
|||||
16
|
6
|
Народные
традиции празднования Рождества Христова
|
24/12
|
|
|
3 четверть
|
|||||
Макросфера 3. (10 ч) «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
|
|||||
Микросфера «Человек и закон»
|
|||||
17
|
1
|
Основные законы в жизни человека.
|
14/01
|
|
|
18
|
2
|
Человек и гражданин – кто это?
|
21/01
|
|
|
19
|
3
|
Школа – наш второй дом. Права и обязанности
школьника.
|
28/01
|
|
|
Микросфера «Гражданская
позиция»
|
|||||
20
|
4
|
Дети
– граждане своего государства.
|
04/02
|
|
|
21
|
5
|
Дети
– граждане своего государства.
|
11/02
|
|
|
Микросфера
«Трудом
славен человек»
|
|||||
22
|
6
|
Трудолюбие.
За что ценится труд
|
18/02
|
|
|
23
|
7
|
Почетный
труд шахтёра
|
25/02
|
|
|
24
|
8
|
Почетный
труд шахтёра
|
03/03
|
|
|
25
|
9
|
Труженики
сельского хозяйства
|
10/03
|
|
|
26
|
10
|
Труженики
сельского хозяйства
|
17/03
|
|
|
4 четверть
|
|||||
Макросфера 4. (8 ч.)
«Донбасс и Русский мир»
|
|||||
27
|
1
|
Кто такие славяне?
|
31/03
|
|
|
28
|
2
|
Кто такие славяне?
Моделирование поселения славян.
|
07/04
|
|
|
Микросфера «След в истории»
|
|||||
29
|
3
|
Первоучители словенские Кирилл и Мефодий.
|
14/04
|
|
|
30
|
4
|
Первоучители словенские Кирилл и Мефодий.
|
21/04
|
|
|
Микросфера «Донбасс – часть Русского мира»
|
|||||
31
|
5
|
Священный долг
защитников Отчизны
|
28/04
|
|
|
32
|
6
|
Священный долг
защитников Отчизны
|
05/05
|
|
|
33
|
7
|
Повторение изученного за год
|
19/05
|
|
|
34
|
8
|
Итоговый урок. Викторина: «Знатоки родного края»
|
26/05
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список
рекомендованной литературы для педагога
1. Агапова И. А. Патриотическое
воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт.–сост.
М. В. Видякин. – Волгоград, 2007.
2. Азбука нравственного взросления. –
СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
3. Александрова Е. А. Воспитания
современного ребенка / Е. А. Александрова // Классный руководитель. – 2012. –
№5. – С.47-50.
4. Альшанина Е. И. Психологическое
сопровождение воспитательного процесса. // Классный руководитель. – 2004. – №
2.
5. Анохина Т. В. Педагогическая
поддержка как реальность современного образования / Т.В.Анохина // Новые
ценности образования. – М.: Инноватор, 1996. – Вып. 6. – С.71-80.
6. Архипова, И. А. Развитие духовного
мира ребенка в начальной школе. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 216 с.
7. Бим-Бад Б. М. Теория первоначального
становления человека / Б. М. Бим–Бад // Педагогика. – 2012. – № 1. – С.30-39.
8. Богданович О. Н. Современные формы
организации учебно-воспитательного процесса: практическое пособие для педагогов
общеобразовательных учреждений. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009.
9. Бородина, А. В. Культурное влияние
Византии и формирование русского национального стиля. – М.: Чистые пруды, 2006.
– 32 с.
10. Быков А. К. Взаимодействие школы и
семьи в патриотическом воспитании учащихся / А.К.Быков, Г.М.Мусс // Воспитание
школьников. – 2011. – № 4. – С.15-19.
11. Быков А. К. Патриотическое
воспитание школьников при изучении истории отечественной войны 1812 года /
А.К.Быков, Т.В.Левкина // Воспитание школьников. – 2012.
12. Вдовина, Н. Ю. Знакомимся с
природой: Работа в группах / Н. Ю. Вдовина. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
13. Воспитание патриотизма через личное
отношение к истории. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
14. Вульфов Б.З. Воспитание
толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – № 6. 15. Гаврилычева
Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? Штрихи к портрету // Начальная
школа. – 2004. – № 3. – С.14-19.
16. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие
«духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и
практике // Педагогика. – 2009. – № 10. – С.36-46. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=578.
17. Лебедева, О. В. Классные часы и
беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –
192 с.
18. Метлик И.В. Ценностное ядро
гражданского воспитания // Воспитание школьников. – 2011. – № 8. – С. 3-10.
19. Семыкина, Е. Н.
Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания / Е. Н.
Семыкина // Воспитание школьников. – 2011. – № 5. – С.21-25.
Комментариев нет:
Отправить комментарий