Составитель рабочей программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа – локальный
нормативный акт МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА», определяющий содержание,
объем, структуру учебного процесса по изучению трудового обучения во 2 классе.
Цель Рабочей программы – планирование,
организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по
изучению предмета «Трудовое обучение»; углубление общеобразовательной
подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем
развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных),
наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной
деятельности.
Задачи Рабочей программы – определение
основных методических подходов и последовательности изучения предмета «Трудовое
обучение» с учетом особенностей учебного процесса МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА
ДОНЕЦКА» и контингента обучающихся в 2019-2020
учебном году.
Рабочая программа составлена на
основании следующих нормативных документов:
Ø Примерная основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø Трудовое
обучение: 1-4 кл.: Примерная программа начального общего образования для
общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Кулик М.С.,
Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило
С.А. – 4-е издание, переработано, дополнено. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». –
Донецк: Истоки, 2019. – 29 с.
Ø Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа
2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;
Ø Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа
2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению
образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой
Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø Методические
рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в
общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020
учебном году;
Ø Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа
2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических
пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в
2019-2020 учебном году».
Программа
составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа
(1 час в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с учебным планом МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА
ДОНЕЦКА» на 2019-2020 учебный год.
Содержание учебного предмета
Тема
1
«Новые приемы работы и средства
выразительности в изделиях» - 8 часов;
Тема
2
«Разметка прямоугольника от двух прямых
углов. Конструирование и оформление изделий для праздника» - 8 часов;
Тема
3
«Изделия по мотивам народных образцов» -
3 часа;
Тема
4
«Обработка ткани. Изделия из ткани» - 6 часов;
Тема
5
«Декоративно-прикладные изделия различного назначения» - 9 часов.
Критерии оценивания
При оценивании
результатов деятельности учащихся по предмету «Трудовое обучение» используются
следующие документы:
Ø Государственный
образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от
25.07.2018г.).
Ø «Критерии оценивания учебных достижений
обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии
с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от
19.06.2015).
Ø Методические
рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников
Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического
совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
Ø «Инструкция
о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в
образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ
№ 725 от 23.08.2018 г .).
Оценки
выставляются за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические
операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства
материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их
назначение, назвать правила безопасной работы с ними.
I. Выполнение изделия в целом
Оценка
«5»
выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении
правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать
инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка
на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка
«4»
выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без
нарушения конструкции изделия.
Оценка
«3»
выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения
конструкции изделий. За проявленную самостоятельность и творчески выполненную
работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной
отметкой.
Изделие
с нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно
подлежит исправлению, переделке.
II. Отдельные технологические
операции
Оценка
«5»
выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя
материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность
выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку;
экономное и рациональное использование материалов. Инструментов в зависимости
от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам; умение
продемонстрировать изделие в действии с объяснением
Оценка
«4»
выставляется, если учащийся при разметке допустил неточность (до 3мм), при
раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал
материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; составил
план работы по наводящим вопросам учителя
Оценка «3»
выставляется, если учащийся при разметке допустил неточность: от 3мм до 10 мм,
неэкономно использовал материал; соблюдал порядок на рабочем месте только с
напоминанием учителя; при составлении плана работы по наводящим вопросам
учителя допустил 3 логические ошибки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
№ п/п
|
№
урока в теме
|
Тема урока
|
Дата
|
Примечание
|
|
план
|
факт
|
||||
1 четверть
|
|||||
Тема 1 (8ч) НОВЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ И СРЕДСТВА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ИЗДЕЛИЯХ
|
|||||
1
|
1
|
Инструктаж по ОТ на уроках трудового
обучения. Вводный урок.
Свойства материалов, их изменение и
использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами.
|
06/09
|
|
|
2
|
2
|
Композиция. Общее понятие о
композиции. Ошибки при составлении композиции.
Новые
формы оригами (бабочка, лягушка). Композиция с фигурками оригами.
|
13/09
|
|
|
3
|
3
|
Простые симметричные формы. Разметка и
вырезание симметричных форм. Симметрия и
асимметрия в композиции.
|
20/09
|
|
|
4
|
4
|
Использование симметрии и асимметрии в
изделии. Орнамент. Изготовление
орнаментов в полоске. Особенности
свойств природных материалов и их
использование в различных изделиях для
создания образа. Приемы работы с различными природными материалами.
|
27/09
|
|
|
5
|
5
|
Композиция из засушенных растений. Аппликация
«Букет».
|
04/10
|
|
|
6
|
6
|
Создание изделий из природных
материалов на ассоциативно-образной основе. Создание композиций
«Превращения»; «Лесная скульптура».
|
11/10
|
|
|
7
|
7
|
Объёмно-пространственные композиции из природных материалов.
|
18/10
|
|
|
8
|
8
|
Скульптуры из
природных материалов.
|
25/10
|
|
|
2 четверть
|
|||||
Тема 2 (8 ч) РАЗМЕТКА
ПРЯМОУГОЛЬНИКА ОТ ДВУХ ПРЯМЫХ УГЛОВ. КОНСТРУИРОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ
ПРАЗДНИКА
|
|||||
9
|
1
|
Инструктаж по ОТ при работе с
ножницами. Правила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых
углов. Упражнения. Что такое развертка
объемного изделия.
|
08/11
|
|
|
10
|
2
|
Получение и построение прямоугольной
развертки. Подставка для кисти.
|
15/11
|
|
|
11
|
3
|
Упражнения в построении прямоугольных
разверток.
|
22/11
|
|
|
12
|
4
|
Изготовление коробки – упаковки для
подарка.
Решение задач на мысленную
трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных.
|
29/11
|
|
|
13
|
5
|
Использование особенностей конструкции
и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач.
Фонарик
|
06/12
|
|
|
14
|
6
|
Изготовление изделий для встречи
Нового года и Рождества.
|
13/12
|
|
|
15
|
7
|
Поздравительная открытка. Изготовление
изделий для встречи Нового года и Рождества.
|
20/12
|
|
|
16
|
8
|
Объёмное
изделие «Складная ёлочка».
|
27/12
|
|
|
3 четверть
|
|||||
Тема 3 (3 ч) ИЗДЕЛИЯ ПО МОТИВАМ НАРОДНЫХ ОБРАЗЦОВ
|
|||||
17
|
1
|
Инструктаж по ОТ. Особенности
изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта;
отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки».
|
17/01
|
|
|
18
|
2
|
Раньше из соломки – теперь из ниток. Изготовление
аппликации с использованием нитей «Гриб-боровик».
|
24/01
|
|
|
19
|
3
|
Изготовление изделий из различных
материалов на основе правил и канонов народной культуры. Народная глиняная
игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы.
|
31/01
|
|
|
Тема 4 (6 ч)
Обработка ткани. Изделия из ткани.
|
|||||
20
|
1
|
Инструктаж по ОТ. Разметка деталей на
ткани по шаблону.
|
07/02
|
|
|
21
|
2
|
Вырезание деталей из ткани. Работа
с тканью. Разметка
и раскрой прямоугольных деталей. Дорожная игольница.
|
14/02
|
|
|
22
|
3
|
Полотняное переплетение нитей в тканях.
Разметка способом продергивания нити.
|
21/02
|
|
|
23
|
4
|
Выполнение бахромы. Салфетка с
бахромой.
Шов «вперед иголку», вышивка швом
«вперед иголку».
|
28/02
|
|
|
24
|
5
|
Салфетка с бахромой; завершение
работы.
|
06/03
|
|
|
25
|
6
|
Работа с тканью. Разметка деталей
с припуском. Декоративная
игольница.
|
13/03
|
|
|
Тема 5 (9 ч)
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫЕ ИЗДЕЛИЯ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
|
|||||
26
|
1
|
Инструктаж по ОТ. Способы
соединения деталей; отделка изделий.
Конструирование игрушек из шаровидных
форм (клубков, помпонов).
|
20/03
|
|
|
4 четверть
|
|||||
27
|
2
|
Мозаика. Использование мозаики в
украшении зданий; материалы для мозаики.
|
03/04
|
|
|
28
|
3
|
Особенности мозаики как художественной
техники. Основные правила изготовления мозаики.
|
10/04
|
|
|
29
|
4
|
Технология изготовления барельефа.
Сюжеты для барельефов.
|
17/04
|
|
|
30
|
5
|
Переработка форм природы и окружающего
мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление
декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза.
|
24/04
|
|
|
31
|
6
|
Связь формы, размера, отделки вазы с
букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из
пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись)
|
08/05
|
|
|
32
|
7
|
Декоративная книжка - календарь. Связь образа и конструкции
книжки с назначением изделия.
Изготовление записной книжки.
|
15/05
|
|
|
33
|
8
|
Разметка, изготовление деталей и
сборка изделия с использованием
освоенных способов и приемов работы.
|
22/05
|
|
|
34
|
9
|
Итоговая выставка: Чему научились?
|
29/05
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя
1. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной
школе: учебное пособие/Н.М.Конышева.-М.:Ассоциация XXI, 2006.- 296 с.
2. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с
практикумом./учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академия, 2004. – 418 с.
3. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие/
В.В.Выгонов.- М.:- Слово, 2000. -134 с.
4. Выгонов, В.В. Я иду на урок в начальную школу: трудовое обучение:
Композиции, подарки, модели: Книга для учителей/В.В.Выгонов,- М.: Владос,
2002.- 140 с
5. Зуева, О.Л. Уроки труда в начальной школе. Пособие для учителя.
/О.Л.Зуева, под ред. В.Н.Даванова.- М: Илекса, 2006.- 120 с.
6. Конышева, Н.М Конструирование как средство развития младших
школьников на уроках ручного труда: учебное пособие. /Н.М.Конышева.- М.:
Владос, 2000. -88с.;
7. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников.
Основы дизайнообразования. Учебное пособ. Для студентов сред.пед. завед.
/Н.М.Конышева.- М.: Академия,1999- 192 с.
8. Николаенко, Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков
трудового обучения в начальных классах. Учебно-методическое пособие./ Н.
Н.Николаенко, С. Н. Худоярова, Т. Н. Николаенко.-М.: Граф-пресс, 2006.- 260 с.
9. Пищикова, Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике./ Н.Г.
Пищикова. –М.: Из-во: Скрипторий, 2006. -104 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий