пятница, 13 сентября 2019 г.

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса, 2019-2020 уч. год


Составитель рабочей программы


учитель начальных классов
Савушкина Д.С.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа – локальный нормативный акт МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА», определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению трудового обучения во 2 классе.
Цель Рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению предмета «Трудовое обучение»; углубление общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности.
Задачи Рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения предмета «Трудовое обучение» с учетом особенностей учебного процесса МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» и контингента обучающихся в 2019-2020  учебном году.


Рабочая программа составлена на  основании следующих нормативных документов:
Ø    Примерная  основная образовательная программа  начального общего образования, утвержденная  Приказом  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.08.2019  № 1133;
Ø    Трудовое обучение: 1-4 кл.: Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 4-е издание, переработано, дополнено. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 29 с.
Ø    Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;
Ø    Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø    Методические рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году;
Ø    Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году».
Программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678.
Место предмета в учебном плане
     Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с  учебным планом МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» на 2019-2020 учебный год.
Содержание учебного предмета
Тема 1 «Новые приемы работы и средства  выразительности в изделиях» -  8 часов;
Тема 2 «Разметка прямоугольника от двух  прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника» -  8 часов;
Тема 3 «Изделия по мотивам народных образцов» -  3 часа;
Тема 4 «Обработка ткани. Изделия из ткани» - 6 часов;
Тема 5 «Декоративно-прикладные изделия различного назначения» - 9 часов.
Критерии оценивания
При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Трудовое обучение» используются следующие документы:
Ø    Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).
Ø     «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
Ø    Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
Ø    «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ № 725 от 23.08.2018 г .).
Оценки выставляются за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними.
I. Выполнение изделия в целом
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделий. За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.
Изделие с нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
II. Отдельные технологические операции
Оценка «5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; экономное и рациональное использование материалов. Инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам; умение продемонстрировать изделие в действии с объяснением
Оценка «4» выставляется, если учащийся при разметке допустил неточность (до 3мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; составил план работы по наводящим вопросам учителя
Оценка «3» выставляется, если учащийся при разметке допустил неточность: от 3мм до 10 мм, неэкономно использовал материал; соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
№ п/п
№ урока в теме
Тема урока
Дата
Примечание
план
факт
1 четверть
Тема 1 (8ч) НОВЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ И СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ИЗДЕЛИЯХ
1
1
Инструктаж по ОТ на уроках трудового обучения. Вводный урок.
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами.
06/09


2
2
Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.
Новые  формы оригами  (бабочка,  лягушка). Композиция  с фигурками оригами.
13/09


3
3
Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и    асимметрия в композиции.
20/09


4
4
Использование симметрии и асимметрии в изделии.  Орнамент. Изготовление орнаментов в полоске. Особенности свойств  природных материалов и их использование в различных изделиях для  создания образа. Приемы работы с различными природными материалами.
27/09


5
5
Композиция из засушенных растений. Аппликация «Букет».
04/10


6
6
Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе. Создание композиций «Превращения»; «Лесная скульптура».
11/10


7
7
Объёмно-пространственные    композиции   из природных материалов.
18/10


8
8
Скульптуры    из  природных материалов. 
25/10



2 четверть
Тема 2 (8 ч) РАЗМЕТКА ПРЯМОУГОЛЬНИКА ОТ ДВУХ ПРЯМЫХ УГЛОВ. КОНСТРУИРОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ПРАЗДНИКА
9
1
Инструктаж по ОТ при работе с ножницами. Правила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов.  Упражнения. Что такое развертка объемного изделия.
08/11


10
2
Получение и построение прямоугольной развертки.   Подставка для кисти.
15/11


11
3
Упражнения в построении прямоугольных разверток.
22/11


12
4
Изготовление коробки – упаковки для подарка.
Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных.
29/11


13
5
Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Фонарик 
06/12


14
6
Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества.
13/12


15
7
Поздравительная открытка. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества.
20/12


16
8
Объёмное изделие «Складная ёлочка».
27/12


3 четверть
Тема 3 (3 ч) ИЗДЕЛИЯ ПО МОТИВАМ НАРОДНЫХ ОБРАЗЦОВ
17
1
Инструктаж по ОТ. Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки».
17/01


18
2
Раньше из соломки – теперь из ниток. Изготовление аппликации с использованием нитей «Гриб-боровик».
24/01


19
3
Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы.
31/01


Тема 4 (6 ч) Обработка ткани. Изделия из ткани.
20
1
Инструктаж по ОТ. Разметка деталей на ткани по шаблону.
07/02


21
2
Вырезание деталей из ткани. Работа с  тканью.  Разметка  и  раскрой  прямоугольных деталей. Дорожная игольница.
14/02


22
3
Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити.
21/02


23
4
Выполнение бахромы. Салфетка с бахромой.
Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку».
28/02


24
5
Салфетка с бахромой; завершение работы.
06/03


25
6
Работа с тканью. Разметка   деталей   с   припуском. Декоративная игольница.
13/03


Тема 5 (9 ч) ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫЕ ИЗДЕЛИЯ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
26
1
Инструктаж по ОТ. Способы соединения   деталей; отделка изделий.
Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов).
20/03


4 четверть
27
2
Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики.
03/04


28
3
Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики.
10/04


29
4
Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов.
17/04


30
5
Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза.
24/04


31
6
Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись)
08/05


32
7
Декоративная книжка - календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия.
Изготовление записной книжки.
15/05


33
8
Разметка, изготовление деталей и сборка  изделия с использованием освоенных способов и  приемов работы.
22/05


34
9
Итоговая выставка: Чему научились?
29/05
























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя
1. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие/Н.М.Конышева.-М.:Ассоциация XXI, 2006.- 296 с.
2. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом./учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академия, 2004. – 418 с.
3. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие/ В.В.Выгонов.- М.:- Слово, 2000. -134 с.
4. Выгонов, В.В. Я иду на урок в начальную школу: трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителей/В.В.Выгонов,- М.: Владос, 2002.- 140 с
5. Зуева, О.Л. Уроки труда в начальной школе. Пособие для учителя. /О.Л.Зуева, под ред. В.Н.Даванова.- М: Илекса, 2006.- 120 с.
6. Конышева, Н.М Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: учебное пособие. /Н.М.Конышева.- М.: Владос, 2000. -88с.;
7. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. Учебное пособ. Для студентов сред.пед. завед. /Н.М.Конышева.- М.: Академия,1999- 192 с.
8. Николаенко, Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. Учебно-методическое пособие./ Н. Н.Николаенко, С. Н. Худоярова, Т. Н. Николаенко.-М.: Граф-пресс, 2006.- 260 с.
9. Пищикова, Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике./ Н.Г. Пищикова. –М.: Из-во: Скрипторий, 2006. -104 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий