Составитель рабочей программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа – локальный
нормативный акт МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА», определяющий содержание,
объем, структуру учебного процесса по изучению изобразительного искусства во 2
классе.
Цель Рабочей программы – планирование,
организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по
изучению предмета «Изобразительно искусство».
Задачи Рабочей программы – определение
основных методических подходов и последовательности изучения предмета «Русский
язык» с учетом особенностей учебного процесса МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» и
контингента обучающихся в 2019-2020
учебном году.
Рабочая программа составлена на
основании следующих нормативных документов:
Ø Примерная основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø
Изобразительное искусство: 1-4 кл.:
примерная программа начального общего образования для общеобразоват.
организаций Донецкой Народной Республики / сост. Лобынцева С.Н.,. Ферапонтова
Е.Н., Сапрыкина Ю.Б. – 3-е издание, переработано, дополнено. – ГОУ ДПО
«Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019.
Ø Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа
2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;
Ø Приказ Министерства
образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1135
«Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению образовательной
деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в
2019-2020 учебном году»;
Ø Методические
рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в
общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020
учебном году;
Ø Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа
2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических
пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в
2019-2020 учебном году».
Программа
составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 30 июля 2018 года № 678.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа
(1 час в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с учебным планом МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА
ДОНЕЦКА» на 2019-2020 учебный год.
Содержание учебного предмета
Тема
1 «Художник
и мир природы» - 8 часов;
Тема
2 «Художник
и мир животных» - 8 часов;
Тема
3 «Художник
и мир человека» - 11 часов;
Тема
4 «Художник
и мир искусств» - 7 часов
Критерии
оценивания
При оценивании
результатов деятельности учащихся по предмету «Изобразительное искусство»
используются следующие документы:
Ø
Государственный
образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от
25.07.2018г.).
Ø
«Критерии оценивания учебных достижений
обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии
с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от
19.06.2015).
Ø
Методические
рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников
Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического
совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
Ø
«Инструкция
о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в
образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ
№ 725 от 23.08.2018 г).
Во 2 классе оценивание
учащихся проводится по мотивационной шкале, то есть оценивание без баллов.
Мотивационное
оценивание осуществляется по 3 главным аспектам:
Художественно-теоретическая
деятельность (на элементарном уровне).
Знание специальной
художественной терминологии, понимание художественных особенностей направлений,
стилей, видов, жанров, законов развития искусства.
Восприятие искусства
(на элементарном уровне).
Способность
эмоционального восприятия произведений искусства, определение их связи с
жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношение к
художественному произведению и автору; способность интерпретировать
художественно-культурные явления.
Художественно-практическая деятельность
(на элементарном уровне)
Использование
художественно-теоретического материала, приобретенных художественных умений,
навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.
Уровни
|
Критерии оценивания учебных
достижений учащихся
|
Высокий
|
Художественно-теоретическая
деятельность
Учащиеся
на элементарном уровне имеют прочные, основательные знания тематического
художественного материала (виды, жанры, авторы, произведения изобразительного
искусства).
Способны
систематизировать, обобщать, осознанно воспринимать и воспроизводить
визуальные образы, широко применять ассоциативные связи между произведениями
изобразительного искусства, произведениями других видов искусства и
жизненными явлениями; выделяют главные положения в учебном материале и не
затрудняются при ответах на видоизмененные вопросы.
Восприятие
искусства
Учащиеся
на элементарном уровне свободно владеют языком визуального искусства,
художественно интерпретирует содержание произведений изобразительного
искусства; выражают личное эстетическое отношение к ним, обладают высоким
уровнем художественно-эстетического мышления в развитии миропознания и
мироощущения.
Художественно-практическая
деятельность
Учащиеся на элементарном уровне осознанно
используют сведения об особенностях композиционного решения при передаче
движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического
решения художественного образа, о способах изображения предметов
реалистического, декоративного, стилизованного, фантазийного и абстрактного
характера. Демонстрируют свободное владение изобразительной грамотой,
программным учебным материалом, передают основные закономерности
композиционного, колористического, объемно-пластического, светотеневого,
перспективного решения при изображении единичного объекта, натюрморта,
пейзажа, портрета; выполняют композиции по заданному мотиву или сюжету, т.е.
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; выделяют композиционный центр, умеют
подметить и передать в изображении наиболее характерное; грамотно завершают
работу. Самостоятельно используют полученные художественные умения, навыки и
способности в художественнопрактической деятельности. На высоком уровне
владеют изобразительной грамотой. Полностью справляется с поставленной целью
урока. Инициируют готовность к сотворчеству с учителем.
|
Достаточный
|
Художественно-теоретическая
деятельность
Учащиеся
на элементарном уровне демонстрируют осознанное использование учебного
теоретического материала, но допускают несущественные неточности в
использовании специальной художественной терминологии. Не всегда
систематизируют и обобщают художественный материал.
Восприятие
искусства
Учащиеся
на элементарном уровне умеют воспринимать и воспроизводить визуальные образы
определенного уровня, достаточно полно анализируют художественно-образное
содержание произведения, но имеют стандартное мышление, им не хватает
собственных выводов, ассоциаций, обобщений; на достаточном уровне владеют
специальной художественной терминологией при анализе художественных
произведений в процессе их восприятия и интерпретации, отвечают без особых
затруднений на вопросы учителя.
Художественно-практическая
деятельность
Учащиеся
на элементарном уровне воспроизводят содержание учебного материала,
основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их
смысла, изображают объект с использованием композиционных и колористических
схем, предложенных учителем. Демонстрируют осознанное использование учебного
теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (светотеневом)
решении образа, передают в рисунке общие и отличительные (индивидуальные)
признаки объекта, самостоятельно выбирают сюжет композиции, используют
нетрадиционные размеры формата для решения художественного замысла.
Гармонично согласовывают между собой все компоненты изображения; выделяют
композиционный центр, умеют подметить, но не совсем точно передают в
изображении наиболее характерное. На достаточном уровне владеют
изобразительной грамотой. Испытывают потребность в периодической коррекции
учителя.
|
Средний
|
Художественно-теоретическая
деятельность
Учащиеся
на элементарном уровне демонстрируют узнавание основных видов и жанров искусства,
представленных учителем на слайдах, учебных таблицах и индивидуальных
карточках-заданиях, узнают и различают отдельные специальные художественные
термины, обнаруживают усвоение обязательного уровня учебной программы;
предпочитают отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывают
затруднение при ответах на видоизмененные вопросы.
Восприятие
искусства
Учащиеся
на элементарном уровне не всегда умеют воспринимать и воспроизводить
визуальные образы, имеют недостаточно сформированное художественное мышление,
не всегда последовательно и логично характеризуют отдельные художественные
явления, их рассказ требует уточнений и дополнительных вопросов; не всегда
умеют самостоятельно сделать анализ художественного произведения, сравнение,
выводы относительно восприятия произведений изобразительного искусства.
Художественно-практическая
деятельность
Учащиеся
на элементарном уровне воспроизводят отдельные фрагменты художественных
образов на репродуктивном уровне. Степень сходства изображения с предметами
не соответствуют реальной действительности. Испытывают затруднения в
стилизованном рисунке, декоративном и пропорциональном изображении.
Удовлетворительно владеют объемно-пластической выразительностью и качеством
конструктивного построения формы. На элементарном уровне владеют
изобразительной грамотой. Не могут завершить практическую работу. Слабо
справляются с поставленной целью урока. Нуждаются в периодической
теоретической и практической помощи учителя.
|
Начальный
|
Художественно-теоретическая
деятельность
Учащиеся на
элементарном уровне имеют отдельные представления об изученном материале,
владеют незначительной частью тематического материала, имеют ограниченный
терминологический и словарный запас. Большая часть обязательного уровня
учебных программ не усвоена, допускают грубые ошибки в ответе.
Восприятие
искусства
Учащиеся
на элементарном уровне имеют слабо сформированный уровень восприятия
художественных образов. Воспринимают и воспроизводят отдельные фрагменты
художественных образов с конкретным образно-художественным содержанием,
однозначно их характеризуют.
Затрудняются дать характеристику даже эмоционально-образного
содержания художественного произведения.
Художественно-практическая
деятельность
Учащиеся
на элементарном уровне имеют элементарные навыки и умения творческой
художественной деятельности. На низком уровне владеют композиционным
решением, не согласовывают компоненты изображения, не выделяют
пропорциональное отношение частей к целому, обнаруживают незнание и
непонимание объемно-пластическим и перспективным изображением. Не владеют на
элементарном уровне изобразительной грамотой, не могут сосредоточиться при
выполнении практической работы. Не справляются с поставленной целью урока.
Требуют постоянно теоретической и практической помощи учителя.
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
№ п/п
|
№ урока в теме
|
Тема урока
|
Дата
|
Примечание
|
||
план
|
факт
|
|||||
1 четверть
|
||||||
Тема 1 (8ч) ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ
|
||||||
1
|
1
|
Творческая папка
художника. «Как я
провёл лето»
|
03/09
|
|
|
|
2
|
2
|
«Лучезарное солнце»
|
10/09
|
|
|
|
3
|
3
|
Деревья-долгожители. Приёмы изображения дерева-великана углём
(сангиной, соусами или пастелью): торцом, плашмя, растирка.
|
17/09
|
|
|
|
4
|
4
|
Осенний
листопад. Создание осенних деревьев в технике
расплавленного пластилина
|
24/09
|
|
|
|
5
|
5
|
Необычные цветы. Разнообразие растительных форм
в природе. Изображение иллюстрации к любой сказке, в которой главный герой
меньше цветка.
|
01/10
|
|
|
|
6
|
6
|
Камни-самоцветы.
Природная красота самоцветов. Иллюстрации к сказке П. Бажова «Каменный цветок».
|
08/10
|
|
|
|
7
|
7
|
День и ночь. Выразительность ночных пейзажей.
Контраст белого и чёрного цвета. «Ночь».
|
15/10
|
|
|
|
8
|
8
|
Мир
природы дарит нам материалы для творчества. Тематиеский рисунок «Аист на крыше»
|
22/10
|
|
|
|
2 четверть
|
|||||
Тема 2 (8 ч.) ХУДОЖНИК И МИР
ЖИВОТНЫХ
|
|||||
9
|
1
|
Тайны
подводного мира. Изображение сказочного подводного дворца для
Русалочки.
|
05/11
|
|
|
10
|
2
|
Динозавры.
Путешествие на машине времени в прошлое, к динозаврам. Создание композиции на
тему «У динозавров тоже есть мамы и папы».
|
12/11
|
|
|
11
|
3
|
Черепахи. Черепахи. Загадки, рассказы, сказки и
мифы о черепахах. Лепка композиции «Три поколения черепах».
|
19/11
|
|
|
12
|
4
|
Насекомые-гиганты.
Выразительные средства графики: линия, точка, штрих, пятно «Я в царстве
динозавров».
|
26/11
|
|
|
13
|
5
|
Пейзаж родной земли. «Пещерный медведь»
|
03/12
|
|
|
14
|
6
|
Животные
в зоопарке.
Создание рисунка по представлению, о посещении зоопарка.
|
10/12
|
|
|
15
|
7
|
Фантастические
животные.
Приёмы создания образа дракона из проволоки.
|
17/12
|
|
|
16
|
8
|
Новогодний
подарок.
Животные – символы Нового года по восточному и славянскому календарю.
Изготовление сумочки для новогодних подарков или открыток.
|
24/12
|
|
|
3 четверть
|
|||||
Тема 3 (11ч) ХУДОЖНИК И МИР
ЧЕЛОВЕКА
|
|||||
17
|
1
|
Ты -
художник.
Афиша, пригласительный билет. Семейный праздник. Выделение в рисунке главного
средствами композиции: ближе - больше,
дальше – меньше, первый, второй план.
|
14/01
|
|
|
18
|
2
|
Семейный
праздник.
Сюжетная композиция любимый семейный праздник.
|
21/01
|
|
|
19
|
3
|
Портрет.
Приёмы изображения портрета.
|
28/01
|
|
|
20
|
4
|
Парный
портрет.
Основные пропорции человеческой фигуры. Композиция фотокадра: ближе – больше,
дальше – меньше. Изображение жениха и невесты.
|
04/02
|
|
|
21
|
5
|
Портрет
пожилого человека. Цвет как средство выражения в
портрете. “Любимый дедушка”.
|
11/02
|
|
|
22
|
6
|
Художник
рисует высоких людей. Люди-великаны в сказках разных
народов мира. Приёмы изображения человека во весь рост. «Дядя Стёпа».
|
18/02
|
|
|
23
|
7
|
Чудеса
света.
Семь чудес света древнего мира. «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»
|
25/02
|
|
|
24
|
8
|
Необычные
скульптуры. Выразительные средства монументальной скульптуры:
большой размер, величественная поза или жест
и др.
Создание сказочного или мифологического героя в
различных техниках.
|
03/03
|
|
|
25
|
9
|
Башня
до небес.
Изображение чудо-башни до
небес; создание композиции «Величественная
башня», «Высокая башня»,
«Телевизионная башня»
|
10/03
|
|
|
26
|
10
|
Каждый
народ – художник. Особенности разных национальных
костюмов. «Национальный танец».
|
17/03
|
|
|
4 четверть
|
|||||
27
|
11
|
Красота
вещей.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства. Композиционное размещение
предметов на листе. «Пасхальный стол», «Традиционная национальная посуда» или
др.
|
31/03
|
|
|
Тема 4 (7 ч) ХУДОЖНИК
И МИР ИСКУССТВ
|
|||||
28
|
1
|
В мире
книг.
Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых и тёмных цветов. Шрифтовая композиция.
|
07/04
|
|
|
29
|
2
|
В мире
музыки.
Картины художников, похожие на сладкий сон. Выразительность акварельных
изображений в технике по- сырому. «Утро», «Сумерки».
|
14/04
|
|
|
30
|
3
|
Кукольный
театр.
Приёмы изготовления куклы.
|
21/04
|
|
|
31
|
4
|
Мир архитектуры. Лицо родного
города.
Создание
архитектурной композиции
родного города.
|
28/04
|
|
|
32
|
5
|
Государственный
Эрмитаж.
Выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в
Эрмитаже. «Торжественный зал», «Красный зал», «Серебряный зал», «Голубой зал»
|
05/05
|
|
|
33
|
6
|
Выдающиеся произведения живописи,
графики и скульптуры, хранящиеся в Эрмитаже. «Я в залах музея», «Сказочный
зал»
|
19/05
|
|
|
34
|
7
|
Итоговый урок за год.
|
26/05
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Научно-методические
пособия для учителя
Ø Копцева
Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 2
класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и
послед.
Учебно-методическая
Ø Копцева
Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 2
класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2011 и
послед.
Ø Копцева
Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 2 класса. – Cмоленск:
Ассоциация XXI век. – 2013.
Информационно-справочная
1. Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е
изд. – М., 1990.
2. Герчук Ю.Я. Основы
художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное
пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.
3. Горяева Н.А. Первые шаги
в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. –
159с.
4. Костерин Н. П. Учебное
рисование. – М.: Просвещение, 1980.
5. Кузин В. З. Наброски и
зарисовки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Михайлов А.М. Искусство
акварели. – М., 1995.
7. Неменская Л. А. Искусство
в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008.
8. Питерских А.С., Гуров
Г.Е. Дизайн и архитектура в жизни человека. - М.: Просвещение, 2008.
Комментариев нет:
Отправить комментарий