пятница, 13 сентября 2019 г.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса, 2019-2020 уч. год

Составитель рабочей программы

учитель начальных классов
Савушкина Д.С.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа – локальный нормативный акт МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА», определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению окружающего мира во 2 классе.
Цель Рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению предмета «Окружающий мир»; формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-  нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Задачи Рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения предмета «Окружающий мир» с учетом особенностей учебного процесса МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» и контингента обучающихся в 2019-2020  учебном году.


Рабочая программа составлена на  основании следующих нормативных документов:
Ø    Примерная  основная образовательная программа  начального общего образования, утвержденная  Приказом  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.08.2019  № 1133;
Ø    Окружающий мир: 1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 4-е издание, переработано, дополнено. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 95 с.
Ø    Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;
Ø    Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø    Методические рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году;
Ø    Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году».
Основной учебник:
Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.
Программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678.
Место предмета в учебном плане
     Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с  учебным планом МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» на 2019-2020 учебный год.
Содержание учебного предмета
Тема 1 «Природа». На изучение этой темы отводится 16 часов. В ходе изучения темы раскрываются такие понятия как:
Ø    природа,  природные объекты и предметы, созданные человеком;
Ø    личная ответственность каждого человека за сохранность природы;
Ø    неживая и живая природа.
Ø     явления природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Ø     погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Ø    времена года, их особенности;
Ø    полезные ископаемые;
Ø     воздух;
Ø    вода;
Ø    растения, их разнообразие;
Ø    животные, их разнообразие;
Ø    зависимость жизни человека от природы.
Ø    Красная книга, её значение.
Тема 2 «Жизнь города и села». На изучение этой темы отводится 6 часов. В ходе изучения темы раскрываются такие понятия как:
Ø    экономика;
Ø    природные объекты и предметы, созданные человеком;
Ø    наземный, воздушный и водный транспорт;
Ø    профессии людей;
Тема 3 «Здоровье и безопасность». На изучение темы отводится 4 часа. В ходе изучения темы раскрываются такие понятия как:
Ø    строение тела человека;
Ø    режим дня;
Ø    составляющие здоровья;
Тема 4 «Путешествия». На изучение темы отводится 9 часов. В ходе изучения темы раскрываются такие понятия как:
Ø    формы земной поверхности;
Ø    водоёмы;
Ø    географическая карта и план;
Ø    материки и океаны;
С целью проверки качества изучения учебного материала запланированы  4 проверочные работы тестового характера .
Проектная деятельность:
Ø    Красная книга. Возьмём под защиту (составление Красной книги родного края)
Ø    Страны мира (фоторассказ о разных странах и его презентация)
График проверочных работ
Четверть
Вид контроля
Дата
1 четверть
Проверка знаний и умений  по разделу «Природа» /тестовая форма/
19/12
2 четверть
Проверка знаний и умений по разделу «Жизнь города и села» /тестовая форма/
13/02
3 четверть
Проверка знаний и умений по разделу «Здоровье и безопасность» /тестовая форма/
12/03
4 четверть
Проверка знаний и умений по разделу «Путешествия» /тестовая форма/
07/05

Критерии оценивания
При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Окружающий мир» используются следующие документы:
Ø    Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).
Ø     «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
Ø    Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
Ø    «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ № 725 от 23.08.2018 г.).
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала и таких умений: делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются индивидуальная и фронтальная проверки (устно), различные письменные работы, тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов).
Текущий контроль осуществляется на разных этапах овладения учащимися содержанием темы. Основная его функция – учебно-корректирующая. Этот вид контроля используется на этапе усвоения новых знаний и умений. Он позволяет своевременно выявить ошибки, устранить их причины.
Периодический контроль предусматривает проверку и оценку знаний учащихся по одной или нескольким программным темам. Его цель – выявить и оценить качество усвоения системы естественных понятий, существенных связей и отношений между ними, умение учеников оперировать знаниями в определенных видах практической и учебнопознавательной деятельности.








Отметка за год выставляется на основании четвертных отметок.
Отметки
Характеристика учебных достижений учащихся
2
Ученик воспроизводит незначительную часть учебного материала на уровне копирования образца, имеет элементарные представления и может дать ответ только по вспомогательным вопросам учителя, допуская неточности и ошибки, частично понимая воспроизведенное. Наблюдает за выполнением практических работ, повторяет выводы о результатах наблюдений со значительными ошибками, не осознавая их сути.
3
Ученик с помощью учителя воспроизводит основной учебный материал, дает определение понятий, допуская ошибки и неточности, с помощью учителя устанавливает несложные связи между природными телами; обнаруживает существенные и несущественные признаки объектов, но имеет затруднения в логической последовательности при анализе объектов; сравнивает природные тела и явления по одному признаку и по наводящими вопросами учителя. При выполнении практических работ выполняет простые опыты по подробной инструкции учителя, умеет копировать образец выполнения определенных учебных действий.
4
Ученик достаточно полно воспроизводит учебный материал и применяет его в стандартных ситуациях; владеет способами деятельности по определенному алгоритму; отвечает на вопрос логично, но с отдельными неточностями; находит значение указанных терминов в справочной литературе; находит и систематизирует информацию по двум и более заданным источникам. Практические работы, исследования и наблюдения выполняет по инструкции с незначительной помощью учителя и правильно делает частичные выводы о результатах и способах выполнения работ; оценивает конкретные примеры поведения человека в природе, свою деятельность.
5
Ученик имеет системные, прочные знания о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейшей классификации; использует методы изучения природы, осознанно применяя их в стандартных и нестандартных ситуациях; использует естественно-научную лексику в устных сообщениях с применением иллюстративного материала, в письменных рассказах, выступлениях; способен организовать работу в группе и выполнять в ней отведенную роль; описывает собственные наблюдения или опыты, различает в них цель, условия проведения работы и полученные результаты; использует полученные знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни.                      

























КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
№ п/п
№ урока в теме
Тема урока
Дата
Примечание
план
факт
1 четверть
Тема 1 (16 ч) ПРИРОДА
1
1
Природа и рукотворный мир. Неживая и живая природа. ПР распределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека)
05/09


2
2
Явления природы. ПР выбор природных явлений, происходящих в природе в данное время года
12/09


3
3
Что такое погода. Моделирование природного календаря народных примет.
19/09


4
4
В гости к осени. Экскурсия в природу, наблюдение за явлениями природы, их сезонными изменениями.
26/09


5
5
Звёздное небо. Экскурсия в планетарий, проект «Космическое путешествие».
03/10


6
6
Заглянем в кладовые Земли. ПР работа с разрезными карточками распределение по группам горных пород и минералов
10/10


7
7
Про воздух и про воду. Исследование свойств воздуха, воды.
17/10


8
8
Какие бывают растения. ПР работа с разрезными карточками, распределение растений по группам.
24/10


2 четверть
9
9
Какие бывают животные.
07/11


10
10
Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком.
14/11


11
11
Дикорастущие и культурные растения. ПР с разрезными карточками, распределение растений по группам.
21/11


12
12
Дикие и домашние животные. ПР с разрезными карточками, распределение животных по группам.
28/11


13
13
Комнатные растения. ПР Исследование условий прорастания семян. Моделирование строения растения.
05/12


14
14
Животные живого уголка. Особенности ухода за животными в живом уголке. Про кошек и собак.   ТР  Изготовление аппликаций, рисунков
«Животные, их разнообразие» Презентация сообщений о разнообразии животных, об условиях обитания животных.
12/12


15
15
Проверка знаний и умений по разделу «Природа» /тестовая форма/
Красная книга. Будь природе другом!
19/12


16
16
Анализ контрольной работы.
Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
26/12


3 четверть
Тема 2 (6 ч) ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА
17
1
Что такое экономика. Экономика и её составные части. Экономика родного края. Деньги.
16/01


18
2
Что такое экономика. Экономика и её составные части. Экономика родного края. Деньги.
23/01


19
3
Как построить дом. Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. ТР  «Город будущего». Какой бывает транспорт. ПР Моделирование из коробок, бумаги, картона «Транспорт будущего».
30/01


20
4
Культура и образование.  Учреждения культуры и образования. Первые музеи. Экскурсия в музей, театр, библиотеку.
06/02


21
5
Проверка знаний и умений по разделу «Жизнь города и села» /тестовая форма/
Все профессии важны. Проект «Профессии».
13/02


22
6
Анализ контрольной работы.
В гости к зиме (экскурсия) Наблюдение за зимними явлениями в неживой и живой природе.
20/02


Тема 3 (4 ч) ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
23
1
Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека. ПР Нахождение частей тела человека на иллюстрации.  Выработка правильной осанки.
27/02


24
2
Если хочешь быть здоров. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.
ПР:  Проверка остроты слуха, зрения, осязания. Разучивание гимнастики для глаз.
05/03


25
3
Берегись автомобиля!  Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Школа пешехода
Освоение правила безопасности пешехода. ПР на пришкольном участке. Работа с рисунком – схемой города (села, посёлка) – выбор по схеме безопасного пути. Проверка знаний и умений по разделу «Здоровье и безопасность» /тестовая форма/
12/03


26
4
Анализ контрольной работы.
Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту.  Пожар! Правила противопожарной безопасности. На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. ПР Составление памятки безопасного поведения в природе. Опасные незнакомцы.  
19/03


4 четверть
Тема 4 (9 ч) ПУТЕШЕСТВИЯ
27
1
Посмотри вокруг Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.
02/04


28
2
Ориентирование на местности.Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. ПР Определение сторон горизонта по компасу, по Солнцу, по местным признакам. Определение сторон горизонта на рисунке, схеме
09/04


29
3
Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. Прогулка по городу. Водные богатства Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. Моделирование изготовление аппликаций «На море», «У речки», «На озере» и т.п.
16/04


30
4
В гости к весне (экскурсия). Наблюдения за весенними явлениями природы. ПР: изображение изменений в природе весной на иллюстрации.  Чтение стихов и демонстрация картин, отражающих красоту природы весной и их анализ.
23/04


31
5
Путешествие по планете.  Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. Путешествие по материкам. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. ПР: работа с картой – нахождение географических объектов.
30/04


32
6
Страны мира. Проект «Страны мира». Физические и политические карты. ПР: работа с картой – нахождение географических объектов. Проверка знаний и умений по разделу «Путешествия» /тестовая форма/
07/05


33
7
Анализ контрольной работы. Впереди лето.  Летние явления в неживой и живой природе.
14/05


34
8
Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. ПР: симметрия в природе, аппликация (изображение) симметричных природных объектов
21/05


35
9
Итоговый урок. Что узнали и чему научились?
28/05





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы: 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2013
В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение
Учебники
Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 2 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 2 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.

В учебнике (2 класс) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.
С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 2 класса включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования. Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 2-х классов.
В учебнике 2 класса в методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике каждого класса имеются «Странички для самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль. Учебные проекты также предусматривают подготовку и проведение презентаций, и оценку результатов работы.
На освоение начальных форм познавательной рефлексии направлены практически все учебные темы учебника 2 класса.
Специальные условные знаки в виде смайликов помогают осуществлению действия самооценивания, после которого ученику предоставляется возможность повторить или заново изучить тот или иной учебный материал.
Методические пособия
1. Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир: метод. рекомендации: 2 кл. – М.: Просвещение, 2012.

В книгах представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», подготовленные с учётом последних изменений в содержании учебника и составе учебно-методического комплекта (УМК). Применительно к каждому уроку раскрыты его задачи и планируемые достижения учащихся, приведён перечень необходимого оборудования, подробно освещены особенности содержания, методы и приёмы работы. Методические пособия построены как своего рода навигатор в системе средств УМК. В предлагаемой книге определены место и функции каждого компонента УМК на уроке, детально освещены способы взаимодействия и взаимного дополнения составных частей комплекта, особенности работы с каждым из них. При этом первостепенное внимание уделяется развитию у учащихся умения работать с различными источниками информации (для её получения, преобразования, передачи) как одного из важнейших общеучебных умений. В предлагаемом пособии определено оптимальное сочетание различных форм организации деятельности учащихся на уроках: индивидуальной, групповой, фронтальной, коллектив- ной; много внимания уделяется работе в парах, которая во многих случаях оказывается наиболее эффективной. В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, при- мерные вопросы для проведения бесед и т. д. Определён объём домашней работы учащихся с указанием конкретных заданий по всем задействованным при этом компонентам УМК
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
 1. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.

В Государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная ИОС представляет собой систему разнообразных образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Один из ключевых компонентов, входящих в состав современной информационно-образовательной среды, – учебные электронные издания. Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедиа объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Автор/авторский коллектив
Наименование
Класс
Наименование издателя(ей) учебника
Адрес страницы об учебнике
Учебники
Поглазова О.Т., Шилин В.Д.
Окружающий мир. В 2 частях
2
Изд-во «Ассоциация XXI век»
http://umk-garmoniya.ru/okr_mir/
Методические рекомендации к учебнику. Пособие для учителя
Поглазова О.Т.
Окружающий мир
2
Изд-во «Ассоциация XXI век»
http://umk-garmoniya.ru/okr_mir/


Комментариев нет:

Отправить комментарий