Составитель рабочей программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа – локальный
нормативный акт МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА», определяющий содержание,
объем, структуру учебного процесса по изучению окружающего мира во 2 классе.
Цель Рабочей программы – планирование,
организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по
изучению предмета «Окружающий мир»; формирование у младших школьников целостной
картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической
грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой
и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно- нравственной личности, любящей своё
Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы
и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в
природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Задачи Рабочей программы – определение
основных методических подходов и последовательности изучения предмета
«Окружающий мир» с учетом особенностей учебного процесса МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА
ДОНЕЦКА» и контингента обучающихся в 2019-2020
учебном году.
Рабочая программа составлена на
основании следующих нормативных документов:
Ø Примерная основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø Окружающий мир: 1-4 кл.: примерная
программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой
Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат
О.В. – 4-е издание, переработано, дополнено. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». –
Донецк: Истоки, 2019. – 95 с.
Ø Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа
2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;
Ø Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа
2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению
образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой
Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø Методические
рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в
общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020
учебном году;
Ø Приказ
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа
2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических
пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в
2019-2020 учебном году».
Основной учебник:
Окружающий
мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А.А. Плешаков. –
7-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.
Программа
составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной
Республики от 30 июля 2018 года № 678.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов
(1 час в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с учебным планом МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА
ДОНЕЦКА» на 2019-2020 учебный год.
Содержание
учебного предмета
Тема
1 «Природа». На изучение этой темы отводится 16
часов. В ходе изучения темы
раскрываются такие понятия как:
Ø
природа,
природные объекты и предметы, созданные человеком;
Ø
личная ответственность каждого человека за
сохранность природы;
Ø
неживая и живая природа.
Ø
явления
природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Ø
погода,
её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Ø
времена года, их особенности;
Ø
полезные ископаемые;
Ø
воздух;
Ø
вода;
Ø
растения, их разнообразие;
Ø
животные, их разнообразие;
Ø
зависимость жизни человека от природы.
Ø
Красная книга, её значение.
Тема
2 «Жизнь города и села». На изучение этой темы отводится 6
часов. В ходе изучения темы раскрываются такие понятия как:
Ø
экономика;
Ø
природные объекты и предметы, созданные
человеком;
Ø
наземный, воздушный и водный транспорт;
Ø
профессии людей;
Тема
3 «Здоровье и безопасность». На изучение темы
отводится 4 часа. В ходе изучения темы раскрываются такие понятия как:
Ø
строение тела человека;
Ø
режим дня;
Ø
составляющие здоровья;
Тема
4 «Путешествия». На изучение темы отводится 9 часов. В
ходе изучения темы раскрываются такие понятия как:
Ø
формы земной поверхности;
Ø
водоёмы;
Ø
географическая карта и план;
Ø
материки и океаны;
С целью проверки
качества изучения учебного материала запланированы 4 проверочные работы тестового характера .
Проектная
деятельность:
Ø
Красная книга. Возьмём под защиту (составление
Красной книги родного края)
Ø
Страны мира (фоторассказ о разных странах и его
презентация)
График
проверочных работ
Четверть
|
Вид контроля
|
Дата
|
1 четверть
|
Проверка знаний и умений по разделу «Природа» /тестовая
форма/
|
19/12
|
2 четверть
|
Проверка знаний и
умений по разделу «Жизнь
города и села» /тестовая
форма/
|
13/02
|
3 четверть
|
Проверка знаний и умений по разделу «Здоровье и безопасность» /тестовая форма/
|
12/03
|
4 четверть
|
Проверка знаний и умений по разделу «Путешествия» /тестовая форма/
|
07/05
|
Критерии
оценивания
При оценивании
результатов деятельности учащихся по предмету «Окружающий мир» используются
следующие документы:
Ø
Государственный образовательный стандарт
начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).
Ø
«Критерии
оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего
образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР
(постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
Ø
Методические рекомендации «Пятибалльная система
оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики,
утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол
№1 от 29.01.2015г.).
Ø
«Инструкция о проведении текущего контроля
знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях,
реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного
общего, среднего общего образования» (приказ № 725 от 23.08.2018 г.).
Основная
цель контроля – проверка знания фактов учебного
материала и таких умений: делать простейшие выводы, высказывать обобщенные
суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные
знания.
Для контроля и оценки
знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются индивидуальная и
фронтальная проверки (устно), различные письменные работы, тестовые работы (с
заданиями открытого и закрытого типов).
Текущий
контроль осуществляется на разных этапах овладения учащимися
содержанием темы. Основная его функция – учебно-корректирующая. Этот вид
контроля используется на этапе усвоения новых знаний и умений. Он позволяет
своевременно выявить ошибки, устранить их причины.
Периодический
контроль предусматривает проверку и оценку знаний учащихся
по одной или нескольким программным темам. Его цель – выявить и оценить
качество усвоения системы естественных понятий, существенных связей и отношений
между ними, умение учеников оперировать знаниями в определенных видах
практической и учебнопознавательной деятельности.
Отметка
за год выставляется на основании четвертных отметок.
Отметки
|
Характеристика учебных достижений
учащихся
|
2
|
Ученик
воспроизводит незначительную часть учебного материала на уровне копирования
образца, имеет элементарные представления и может дать ответ только по
вспомогательным вопросам учителя, допуская неточности и ошибки, частично
понимая воспроизведенное. Наблюдает за выполнением практических работ,
повторяет выводы о результатах наблюдений со значительными ошибками, не
осознавая их сути.
|
3
|
Ученик
с помощью учителя воспроизводит основной учебный материал, дает определение
понятий, допуская ошибки и неточности, с помощью учителя устанавливает
несложные связи между природными телами; обнаруживает существенные и
несущественные признаки объектов, но имеет затруднения в логической
последовательности при анализе объектов; сравнивает природные тела и явления
по одному признаку и по наводящими вопросами учителя. При выполнении
практических работ выполняет простые опыты по подробной инструкции учителя,
умеет копировать образец выполнения определенных учебных действий.
|
4
|
Ученик
достаточно полно воспроизводит учебный материал и применяет его в стандартных
ситуациях; владеет способами деятельности по определенному алгоритму;
отвечает на вопрос логично, но с отдельными неточностями; находит значение
указанных терминов в справочной литературе; находит и систематизирует
информацию по двум и более заданным источникам. Практические работы,
исследования и наблюдения выполняет по инструкции с незначительной помощью
учителя и правильно делает частичные выводы о результатах и способах
выполнения работ; оценивает конкретные примеры поведения человека в природе,
свою деятельность.
|
5
|
Ученик
имеет системные, прочные знания о многообразии тел, веществ и явлений природы
и их простейшей классификации; использует методы изучения природы, осознанно
применяя их в стандартных и нестандартных ситуациях; использует
естественно-научную лексику в устных сообщениях с применением иллюстративного
материала, в письменных рассказах, выступлениях; способен организовать работу
в группе и выполнять в ней отведенную роль; описывает собственные наблюдения
или опыты, различает в них цель, условия проведения работы и полученные
результаты; использует полученные знания, умения и навыки в практической
деятельности и в повседневной жизни.
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
№ п/п
|
№ урока в теме
|
Тема урока
|
Дата
|
Примечание
|
|
план
|
факт
|
||||
1 четверть
|
|||||
Тема 1 (16 ч) ПРИРОДА
|
|||||
1
|
1
|
Природа и
рукотворный мир. Неживая и живая природа. ПР распределение объектов
окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека)
|
05/09
|
|
|
2
|
2
|
Явления природы. ПР выбор природных
явлений, происходящих в природе в данное время года
|
12/09
|
|
|
3
|
3
|
Что такое погода. Моделирование природного календаря народных
примет.
|
19/09
|
|
|
4
|
4
|
В гости к осени. Экскурсия в природу,
наблюдение за явлениями природы, их сезонными изменениями.
|
26/09
|
|
|
5
|
5
|
Звёздное небо.
Экскурсия в планетарий, проект «Космическое путешествие».
|
03/10
|
|
|
6
|
6
|
Заглянем в кладовые Земли. ПР работа с
разрезными карточками распределение по группам горных пород и минералов
|
10/10
|
|
|
7
|
7
|
Про
воздух и про воду. Исследование свойств воздуха, воды.
|
17/10
|
|
|
8
|
8
|
Какие бывают
растения. ПР работа с разрезными
карточками, распределение растений по группам.
|
24/10
|
|
|
2 четверть
|
|||||
9
|
9
|
Какие бывают животные.
|
07/11
|
|
|
10
|
10
|
Невидимые
нити. Связи в природе, между природой и человеком.
|
14/11
|
|
|
11
|
11
|
Дикорастущие и культурные растения. ПР с разрезными карточками,
распределение растений по группам.
|
21/11
|
|
|
12
|
12
|
Дикие
и домашние животные. ПР с разрезными карточками, распределение животных по
группам.
|
28/11
|
|
|
13
|
13
|
Комнатные
растения. ПР Исследование условий прорастания семян. Моделирование строения
растения.
|
05/12
|
|
|
14
|
14
|
Животные живого уголка.
Особенности ухода за животными в живом уголке. Про
кошек и собак. ТР Изготовление аппликаций, рисунков
«Животные, их разнообразие»
Презентация сообщений о разнообразии животных, об условиях обитания животных.
|
12/12
|
|
|
15
|
15
|
Проверка знаний и умений по разделу «Природа» /тестовая
форма/
Красная книга. Будь природе
другом!
|
19/12
|
|
|
16
|
16
|
Анализ контрольной работы.
Проект «Красная книга, или
Возьмём под защиту»
|
26/12
|
|
|
3 четверть
|
|||||
Тема 2 (6 ч) ЖИЗНЬ
ГОРОДА И СЕЛА
|
|||||
17
|
1
|
Что
такое экономика. Экономика
и её составные части. Экономика
родного края. Деньги.
|
16/01
|
|
|
18
|
2
|
Что такое экономика. Экономика и её составные части. Экономика родного края.
Деньги.
|
23/01
|
|
|
19
|
3
|
Как
построить дом. Представление о технологии строительства городского и
сельского домов. Строительные машины и материалы. ТР «Город будущего». Какой бывает транспорт. ПР Моделирование из
коробок, бумаги, картона «Транспорт будущего».
|
30/01
|
|
|
20
|
4
|
Культура
и образование. Учреждения культуры и
образования. Первые музеи. Экскурсия в музей,
театр, библиотеку.
|
06/02
|
|
|
21
|
5
|
Проверка
знаний и умений по
разделу «Жизнь города и села» /тестовая
форма/
Все
профессии важны. Проект «Профессии».
|
13/02
|
|
|
22
|
6
|
Анализ контрольной
работы.
В гости к зиме (экскурсия) Наблюдение
за зимними явлениями в неживой и живой природе.
|
20/02
|
|
|
Тема 3 (4 ч) ЗДОРОВЬЕ
И БЕЗОПАСНОСТЬ
|
|||||
23
|
1
|
Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела
человека. ПР Нахождение частей
тела человека на иллюстрации.
Выработка правильной осанки.
|
27/02
|
|
|
24
|
2
|
Если
хочешь быть здоров. Режим дня второклассника.
Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.
ПР: Проверка остроты слуха, зрения,
осязания. Разучивание гимнастики для глаз.
|
05/03
|
|
|
25
|
3
|
Берегись
автомобиля! Правила
безопасного поведения на улицах и дорогах. Школа пешехода
Освоение правила безопасности
пешехода. ПР на пришкольном участке. Работа с рисунком – схемой города (села,
посёлка) – выбор по схеме безопасного пути. Проверка знаний и умений по разделу «Здоровье и безопасность» /тестовая
форма/
|
12/03
|
|
|
26
|
4
|
Анализ
контрольной работы.
Домашние
опасности. Правила
безопасного поведения в быту. Пожар! Правила противопожарной
безопасности. На воде и в лесу. Правила
безопасного поведения на воде и в лесу. ПР Составление памятки безопасного поведения в природе. Опасные незнакомцы.
|
19/03
|
|
|
4 четверть
|
|||||
Тема 4 (9 ч)
ПУТЕШЕСТВИЯ
|
|||||
27
|
1
|
Посмотри
вокруг Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.
|
02/04
|
|
|
28
|
2
|
Ориентирование на
местности.Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. ПР Определение
сторон горизонта по компасу, по Солнцу, по местным признакам. Определение
сторон горизонта на рисунке, схеме
|
09/04
|
|
|
29
|
3
|
Формы
земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. Прогулка по
городу. Водные
богатства Части реки. Водные богатства родного
края. Красота моря. Моделирование изготовление
аппликаций «На море», «У речки», «На озере» и т.п.
|
16/04
|
|
|
30
|
4
|
В гости к весне (экскурсия). Наблюдения за весенними явлениями природы. ПР: изображение изменений в природе
весной на иллюстрации. Чтение стихов и
демонстрация картин, отражающих красоту природы весной и их анализ.
|
23/04
|
|
|
31
|
5
|
Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки (континенты),
их изображение на карте. Путешествие
по материкам. Особенности природы и жизни людей на разных материках.
Части света: Европа и Азия. ПР:
работа с картой – нахождение географических объектов.
|
30/04
|
|
|
32
|
6
|
Страны мира. Проект «Страны мира».
Физические и политические карты. ПР:
работа с картой – нахождение географических объектов. Проверка
знаний и умений по разделу «Путешествия» /тестовая форма/
|
07/05
|
|
|
33
|
7
|
Анализ контрольной работы. Впереди лето. Летние явления в неживой и живой природе.
|
14/05
|
|
|
34
|
8
|
Разнообразие
растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. ПР: симметрия в природе,
аппликация (изображение) симметричных природных объектов
|
21/05
|
|
|
35
|
9
|
Итоговый урок. Что
узнали и чему научились?
|
28/05
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Примечания
|
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
|
|
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы:
1–4 кл. – М.: Просвещение, 2013
|
В программе определены цели и задачи курса
«Окружающий мир»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала;
представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса,
тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности
учащихся; описано материально-техническое обеспечение
|
Учебники
Плешаков
А.А. Окружающий мир: учеб. 2 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.
Плешаков
А.А. Окружающий мир: учеб. 2 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.
|
В учебнике (2 класс) на шмуцтитулах каждого раздела
сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого
урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.
С целью формирования умения планировать учебные
действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в
учебники 2 класса включены планы описания и изучения объектов окружающего
мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение
этапов проведения опытов, способов моделирования. Развитию умения планировать
учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной
деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 2-х классов.
В учебнике 2 класса в методическом аппарате каждой
темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В
конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим
свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении
поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике каждого
класса имеются «Странички для самопроверки», помогающие осуществлять
самоконтроль. Учебные проекты также предусматривают подготовку и проведение
презентаций, и оценку результатов работы.
На освоение начальных форм познавательной рефлексии
направлены практически все учебные темы учебника 2 класса.
Специальные условные знаки в виде смайликов помогают
осуществлению действия самооценивания, после которого ученику предоставляется
возможность повторить или заново изучить тот или иной учебный материал.
|
Методические пособия
1. Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир: метод.
рекомендации: 2 кл. – М.: Просвещение, 2012.
|
В книгах представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий
мир», подготовленные с учётом последних изменений в содержании учебника и
составе учебно-методического комплекта (УМК). Применительно к каждому уроку
раскрыты его задачи и планируемые достижения учащихся, приведён перечень
необходимого оборудования, подробно освещены особенности содержания, методы и
приёмы работы. Методические пособия построены как своего рода навигатор в
системе средств УМК. В предлагаемой книге определены место и функции каждого
компонента УМК на уроке, детально освещены способы взаимодействия и взаимного
дополнения составных частей комплекта, особенности работы с каждым из них.
При этом первостепенное внимание уделяется развитию у учащихся умения
работать с различными источниками информации (для её получения,
преобразования, передачи) как одного из важнейших общеучебных умений. В
предлагаемом пособии определено оптимальное сочетание различных форм
организации деятельности учащихся на уроках: индивидуальной, групповой,
фронтальной, коллектив- ной; много внимания уделяется работе в парах, которая
во многих случаях оказывается наиболее эффективной. В пособии даны
разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для
самостоятельной работы, при- мерные вопросы для проведения бесед и т. д.
Определён объём домашней работы учащихся с указанием конкретных заданий по
всем задействованным при этом компонентам УМК
|
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
|
|
1. Электронное приложение к учебнику
«Окружающий мир», 2 класс.
|
В Государственном
образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная ИОС
представляет собой систему разнообразных образовательных ресурсов и
инструментов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного
процесса. Один из ключевых компонентов, входящих в состав современной
информационно-образовательной среды, – учебные электронные издания.
Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедиа объектами,
видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и
уровня сложности
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
Автор/авторский коллектив
|
Наименование
|
Класс
|
Наименование издателя(ей) учебника
|
Адрес страницы об учебнике
|
Учебники
|
||||
Поглазова О.Т., Шилин В.Д.
|
Окружающий мир. В 2 частях
|
2
|
Изд-во «Ассоциация XXI век»
|
http://umk-garmoniya.ru/okr_mir/
|
Методические рекомендации к
учебнику. Пособие для учителя
|
||||
Поглазова О.Т.
|
Окружающий мир
|
2
|
Изд-во «Ассоциация XXI век»
|
http://umk-garmoniya.ru/okr_mir/
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий