четверг, 12 сентября 2019 г.

Рабочая программа уроков гражданственности и духовности Донбасса для 3 класса, 2019-2020 уч. год


Составитель рабочей программы
Учитель начальных классов
Капканец Ирина Юрьевна

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Ø  Примерная образовательная программа начального общего образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø  Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса. 1-4 кл.» / авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 3-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 88 с.
Ø  Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07
августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020
учебном году»;


Ø  Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по
осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø  Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
      августа 2019 года № 1134 «Об утверждении перечня учебников, учебных и учебно-                                     методических пособий, рекомендуемых к использованию в образовательных
организациях Донецкой Народной Республики, осуществляющих образовательную
деятельность по программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2019-2020 учебном году»;

Цель курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» заключается в содействии духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
Основные задачи курса:
· повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся;
· углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
· развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
· повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой деятельности;
· создание для обучающихся условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее, систематизировать, анализировать полученные данные;
· создание для обучающихся условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
· воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;
· развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
· воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;
· создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;
· накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений; соотнесения собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми духовно-нравственными ценностями. 5 Таким образом, основным заданием курса является не только предоставление определенной суммы знаний, а, прежде всего, содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной Республики.


Структурная схема курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»
3 класс

Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»
Микросфера «Я – житель Донбасса» Микросфера «Природа Донбасса» Микросфера «Культура     Донбасса»
Содержательные линии:
- Мое Отечество – Донбасс!»
- Я и моя семья
- Мой род
- Мой город (село) – мояДонетчина
Содержательные линии:
- Особенности природы Донбасса
- Я и природа
- Природа вокруг меня
- Стань природе другом
Содержательные линии:
- Традиции и обычаи народов Донбасса
- Искусство Донбасса
- Застывшие мелодии Донбасса
- Секреты народных мастеров
Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса»
Микросфера «Духовный свет моей Отчизны» Микросфера «Учимся жить среди людей» Микросфера «Законы мудрости народной»
Содержательные линии:
- Святая Русь
- Духовный свет неугасимый (религия в жизни
человека)
- Поликонфессиональная палитра Донбасса
Содержательные линии:
- Людей связующая нить
- Делами мы творим судьбу
- Этикет (Я в обществе)
Содержательные линии:
- Крепость духа – крепость жизни
- Нравственность – основа ценностей
- Семья – оплот общества
Макросфера 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Человек и закон» Микросфера «Гражданская позиция» Микросфера «Трудом славен человек»
Содержательные линии:
- Права человека
- Государство Донецкая Народная Республика
- Государственные символы Донецкой Народной
Республики
- Как устроена государственная власть
- «Его величество – Закон»
Содержательные линии:
- Что такое демократия
- Политическая жизнь общества.
- Правовое государство
- Человек и гражданин
- Права, свободы и обязанности гражданина
Донецкой Народной Республики
Содержательные линии:
- Образование и самообразование
- Труд – гарантия успеха
- Все профессии важны
- Я выбираю профессию
- Мой труд – моей Республике

Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Дыхание времен» Микросфера «След в истории» Микросфера «Донбасс - часть Русского мира»
Содержательные линии:
- Исторический путь русского народа
- Цивилизационная сущность Русского мира
- Россия в современном мире
Содержательные линии:
- Героические страницы истории России
- Выдающиеся исторические личности
- Всегда есть время подвигу
Содержательные линии:
- Страницы истории родного края
- Исторические памятники Донбасса.
- Донбасс – сердце России




При необходимости в течение учебного года могут вноситься в Рабочую программу коррективы: изменяться последовательность уроков внутри темы, переноситься сроки проведения уроков и контрольных работ. В этом случае будут сделаны соответствующие примечания в календарно-тематическом планировании с указанием дат, причин, по которым были внесены изменения.





Описание места учебного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»
в учебном плане
Согласно Рабочему учебному плану МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» в 2019-2020 учебном году на обязательное изучение предмета ««Уроки гражданственности и духовности Донбасса»» в 3 классе отводится  30  учебных часов в год (1 учебный час в неделю), продолжительностью обучения 34 рабочие недели, что определяется и календарным учебным графиком работы МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА»










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п
урока в теме
Наименование раздела, тем уроков
Дата
Примечание
план
факт

1 четверть
Тема 1 (10ч.)  «Донбасс – мой родной край»

1.
1.
8 сентября – 76-я Годовщина освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.
Кто в Донбассе не бывал – тот много в жизни потерял!
02.09



2.
2.
Города и веси моей Родины
09.09



3.
3.
Путешествие по страницам Красной книги Донбасса.
16.09



4.
4.
Неповторимое разнообразие животного мира родного края
23.09



5.
5.
Мелодии  Донбасса
30.09



6.
6.
Мелодии Донбасса
07.10



7.
7.
Литературный Донбасс
14.10



8.
8.
Литературный Донбасс
21.10



2 четверть

9.
9.
Секреты народной игрушки
11.11



10.
10.
Секреты народной игрушки
18.11



Тема 2 (9ч.)
 «Духовно-нравственные основы народа Донбасса»

11.
1.
Добродетели, грехи и заповеди
25.11



12.
2.
Рождение и крещение Руси
02.12



13.
3.
Быть милосердным и поступать справедливо
09.12



14.
4.
Быть милосердным и поступать справедливо
16.12



15.
5.
Сила тела и сила духа
23.12



3 четверть

16.
6.
Береги честь смолоду
13.01



17.
7.
Береги честь смолоду
20.01



18.
8.
Красота и мудрость народного слова
27.01



19.
9.
Красота и мудрость народного слова
03.02



Тема 3 (8 ч.)
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» 

20.
1.
Что значит жить по закону?
10.02



21.
2.
Что значит жить по закону?
17.02



22.
3.
Дисциплина и порядок – залог успеха
02.03



23.
4.
Дисциплина и порядок – залог успеха
16.03



4 четверть

24.
5.
Край угля и металла
30.03



25.
6.
Край угля и металла
06.04



26.
7.
Профессии моих родителей
13.04



27.
8.
Профессии моих родителей
27.04



Тема 4 (3 ч.)
 «Донбасс и Русский мир»

28.
1.
Дни воинской славы России. Выдающиеся правители Русской земли.
04.05



29.
2.
Первые поселения на Донецкой земле
18.05



30.
3.
Экскурсия по старой Юзовке
25.05





Критерии оценивания

Курс « Уроки гражданственности и духовности Донбасса» является обязательным для изучения всеми обучающимися 1 – 4 классов (приложения 1; 2 к Государственному образовательному стандарту начального общего образования «Примерный учебный план начального образования с 5-дневной неделей», «Примерный учебный план начального образования с 6-дневной неделей»). В соответствии с приложением №3 к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 августа 2018г. №725 к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих итоговой 14 оценке качества освоения основной образовательной программы общего образования, относятся:
· ценностные ориентации обучающихся;
· индивидуальные личностные характеристики (патриотизм, толерантность, гуманизм и другие). Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется вербально с помощью различных мониторинговых исследований. Оценка личных достижений обучающегося в ходе реализации курса может осуществляться и посредством портфолио, в котором фиксируются, накапливаются и оцениваются педагогами, родителями и самим обучающимся результаты его гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития. Ученическое портфолио должно отражать прогресс образовательного движения обучающегося через конкретные образовательные продукты самостоятельной учебно-познавательной деятельности.. Задача учителя – сопровождать обучающегося в его образовательном движении, направлять, консультировать и в то же время обеспечивать условия для создания обучающимся собственного образовательного продукта по изучаемой теме. *Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио ориентировано не только на процесс оценивания полученных обучающимся результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения. Оценка эффективности реализации программы курса осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Результаты такого оценивания диагностируются с помощью мониторинговых исследований по изучению уровней воспитанности, обученности и социализации обучающихся

Методические средства
Ø Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 3 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий