Составитель
рабочей программы
Учитель
начальных классов
Капканец
Ирина Юрьевна
Пояснительная
записка
Рабочая
программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Ø Примерная
образовательная программа начального общего образования и науки Донецкой
Народной Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø Примерная
основная образовательная программа по учебному предмету «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса. 1-4 кл.» / авт.-сост. Чернышев Д.А.,
Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 3-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО
«ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 88 с.
Ø Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07
августа 2019
года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в
организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по программам
начального
общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020
учебном году»;
Ø Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019
года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по
осуществлению
образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой
Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019 года № 1134 «Об утверждении
перечня учебников, учебных и учебно-
методических пособий, рекомендуемых к использованию в образовательных
организациях
Донецкой Народной Республики, осуществляющих образовательную
деятельность по
программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего
образования, в 2019-2020 учебном году»;
Цель
курса «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» заключается в содействии духовному
развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой
Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
Основные
задачи курса:
· повышение
уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся;
· углубление
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
· развитие
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
· повышение
мотивации к активному участию в учебной, трудовой деятельности;
· создание для
обучающихся условий по овладению умением получать информацию из разнообразных
источников и критически осмысливать ее, систематизировать, анализировать
полученные данные;
· создание для
обучающихся условий по освоению способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и правового государства;
· воспитание у
молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой
Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;
· развитие
потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
· воспитание
уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;
· создание
условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;
· накопление
практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для
идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления
гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений;
соотнесения собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми
духовно-нравственными ценностями. 5 Таким образом, основным заданием курса
является не только предоставление определенной суммы знаний, а, прежде всего,
содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего
гражданина Донецкой Народной Республики.
Структурная
схема курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»
3 класс
Макросфера 1.
«Донбасс – мой родной край»
Микросфера «Я –
житель Донбасса» Микросфера «Природа Донбасса» Микросфера «Культура Донбасса»
Содержательные
линии:
-
Мое Отечество – Донбасс!»
-
Я и моя семья
-
Мой род
-
Мой город (село) – мояДонетчина
Содержательные
линии:
-
Особенности природы Донбасса
-
Я и природа
-
Природа вокруг меня
-
Стань природе другом
Содержательные
линии:
-
Традиции и обычаи народов Донбасса
-
Искусство Донбасса
-
Застывшие мелодии Донбасса
-
Секреты народных мастеров
Макросфера 2. «Духовно-нравственные
основы народа Донбасса»
Микросфера
«Духовный свет моей Отчизны» Микросфера «Учимся жить среди людей» Микросфера
«Законы мудрости народной»
Содержательные
линии:
-
Святая Русь
-
Духовный свет неугасимый (религия в жизни
человека)
-
Поликонфессиональная палитра Донбасса
Содержательные
линии:
-
Людей связующая нить
-
Делами мы творим судьбу
-
Этикет (Я в обществе)
Содержательные
линии:
-
Крепость духа – крепость жизни
-
Нравственность – основа ценностей
-
Семья – оплот общества
Макросфера 3.
«Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера
«Человек и закон» Микросфера «Гражданская позиция» Микросфера «Трудом славен
человек»
Содержательные
линии:
-
Права человека
-
Государство Донецкая Народная Республика
-
Государственные символы Донецкой Народной
Республики
-
Как устроена государственная власть
-
«Его величество – Закон»
Содержательные
линии:
-
Что такое демократия
-
Политическая жизнь общества.
-
Правовое государство
-
Человек и гражданин
-
Права, свободы и обязанности гражданина
Донецкой
Народной Республики
Содержательные
линии:
-
Образование и самообразование
-
Труд – гарантия успеха
-
Все профессии важны
-
Я выбираю профессию
-
Мой труд – моей Республике
Макросфера 4.
«Донбасс и Русский мир»
Микросфера
«Дыхание времен» Микросфера «След в истории» Микросфера «Донбасс - часть
Русского мира»
Содержательные
линии:
-
Исторический путь русского народа
-
Цивилизационная сущность Русского мира
-
Россия в современном мире
Содержательные
линии:
-
Героические страницы истории России
-
Выдающиеся исторические личности
-
Всегда есть время подвигу
Содержательные
линии:
-
Страницы истории родного края
-
Исторические памятники Донбасса.
-
Донбасс – сердце России
При необходимости в течение учебного года могут
вноситься в Рабочую программу коррективы: изменяться последовательность уроков
внутри темы, переноситься сроки проведения уроков и контрольных работ. В этом
случае будут сделаны соответствующие примечания в календарно-тематическом
планировании с указанием дат, причин, по которым были внесены изменения.
Описание
места учебного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»
в
учебном плане
Согласно Рабочему учебному плану МОУ «ШКОЛА № 39
ГОРОДА ДОНЕЦКА» в 2019-2020 учебном году на обязательное изучение предмета ««Уроки
гражданственности и духовности Донбасса»» в 3 классе отводится 30
учебных часов в год (1 учебный час в неделю), продолжительностью
обучения 34 рабочие недели, что определяется и календарным учебным графиком
работы МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
№
урока в теме
|
Наименование
раздела, тем уроков
|
Дата
|
Примечание
|
||||||
план
|
факт
|
|||||||||
1 четверть
Тема 1 (10ч.) «Донбасс – мой родной край»
|
||||||||||
1.
|
1.
|
8
сентября – 76-я Годовщина освобождения Донбасса от немецко-фашистских
захватчиков.
Кто
в Донбассе не бывал – тот много в жизни потерял!
|
02.09
|
|||||||
2.
|
2.
|
Города и веси
моей Родины
|
09.09
|
|||||||
3.
|
3.
|
Путешествие по
страницам Красной книги Донбасса.
|
16.09
|
|||||||
4.
|
4.
|
Неповторимое
разнообразие животного мира родного края
|
23.09
|
|||||||
5.
|
5.
|
Мелодии Донбасса
|
30.09
|
|||||||
6.
|
6.
|
Мелодии
Донбасса
|
07.10
|
|||||||
7.
|
7.
|
Литературный
Донбасс
|
14.10
|
|||||||
8.
|
8.
|
Литературный
Донбасс
|
21.10
|
|||||||
2 четверть
|
||||||||||
9.
|
9.
|
Секреты
народной игрушки
|
11.11
|
|||||||
10.
|
10.
|
Секреты
народной игрушки
|
18.11
|
|||||||
Тема 2 (9ч.)
«Духовно-нравственные основы народа
Донбасса»
|
||||||||||
11.
|
1.
|
Добродетели,
грехи и заповеди
|
25.11
|
|||||||
12.
|
2.
|
Рождение и
крещение Руси
|
02.12
|
|||||||
13.
|
3.
|
Быть
милосердным и поступать справедливо
|
09.12
|
|||||||
14.
|
4.
|
Быть
милосердным и поступать справедливо
|
16.12
|
|||||||
15.
|
5.
|
Сила
тела и сила духа
|
23.12
|
|||||||
3 четверть
|
||||||||||
16.
|
6.
|
Береги
честь смолоду
|
13.01
|
|||||||
17.
|
7.
|
Береги
честь смолоду
|
20.01
|
|||||||
18.
|
8.
|
Красота
и мудрость народного слова
|
27.01
|
|||||||
19.
|
9.
|
Красота
и мудрость народного слова
|
03.02
|
|||||||
Тема 3 (8 ч.)
«Воспитай в себе
гражданина Донецкой Народной Республики»
|
||||||||||
20.
|
1.
|
Что значит
жить по закону?
|
10.02
|
|||||||
21.
|
2.
|
Что значит
жить по закону?
|
17.02
|
|||||||
22.
|
3.
|
Дисциплина и
порядок – залог успеха
|
02.03
|
|||||||
23.
|
4.
|
Дисциплина и
порядок – залог успеха
|
16.03
|
|||||||
4 четверть
|
||||||||||
24.
|
5.
|
Край угля и
металла
|
30.03
|
|||||||
25.
|
6.
|
Край
угля и металла
|
06.04
|
|||||||
26.
|
7.
|
Профессии моих
родителей
|
13.04
|
|||||||
27.
|
8.
|
Профессии моих
родителей
|
27.04
|
|||||||
Тема 4 (3 ч.)
«Донбасс и Русский мир»
|
||||||||||
28.
|
1.
|
Дни воинской
славы России. Выдающиеся правители Русской земли.
|
04.05
|
|||||||
29.
|
2.
|
Первые
поселения на Донецкой земле
|
18.05
|
|||||||
30.
|
3.
|
Экскурсия по
старой Юзовке
|
25.05
|
|||||||
Критерии
оценивания
Курс
« Уроки гражданственности и духовности Донбасса» является обязательным для
изучения всеми обучающимися 1 – 4 классов (приложения 1; 2 к Государственному
образовательному стандарту начального общего образования «Примерный учебный
план начального образования с 5-дневной неделей», «Примерный учебный план
начального образования с 6-дневной неделей»). В соответствии с приложением №3 к
Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23
августа 2018г. №725 к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не
подлежащих итоговой 14 оценке качества освоения основной образовательной
программы общего образования, относятся:
· ценностные ориентации
обучающихся;
· индивидуальные личностные
характеристики (патриотизм, толерантность, гуманизм и другие). Обобщённая
оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования осуществляется
вербально с помощью различных мониторинговых исследований. Оценка личных
достижений обучающегося в ходе реализации курса может осуществляться и
посредством портфолио, в котором фиксируются, накапливаются и оцениваются
педагогами, родителями и самим обучающимся результаты его гражданско-патриотического
и духовно-нравственного развития. Ученическое портфолио должно отражать
прогресс образовательного движения обучающегося через конкретные
образовательные продукты самостоятельной учебно-познавательной деятельности..
Задача учителя – сопровождать обучающегося в его образовательном движении,
направлять, консультировать и в то же время обеспечивать условия для создания
обучающимся собственного образовательного продукта по изучаемой теме.
*Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио
ориентировано не только на процесс оценивания полученных обучающимся
результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение
самого школьника к процессу и результатам обучения. Оценка эффективности
реализации программы курса осуществляется на основе обобщённых оценочных
показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его
системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и
использование современных технологий воспитательного воздействия. Результаты
такого оценивания диагностируются с помощью мониторинговых исследований по
изучению уровней воспитанности, обученности и социализации обучающихся
Методические средства
Ø Уроки гражданственности Донбасса. Методическое
пособие: 3 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В.
– Донецк: Истоки, 2016. – 100 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий