четверг, 12 сентября 2019 г.

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, 2019-2020 уч.год



Составитель рабочей программы
Учитель начальных классов
Капканец Ирина Юрьевна

                                       Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Ø    Примерная образовательная программа начального общего образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø    Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий мир. 1-4 кл.» / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 95 с.
Ø    Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07
августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020
учебном году»;


Ø    Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по
осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø    Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
      августа 2019 года № 1134 «Об утверждении перечня учебников, учебных и учебно-                                     методических пособий, рекомендуемых к использованию в образовательных
организациях Донецкой Народной Республики, осуществляющих образовательную
деятельность по программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2019-2020 учебном году»;

Учебник: «Окружающий мир» : учеб. 3 кл. – В 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016г. – 175 с.
При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в учебную программу коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки проведения контрольных работ. В этом случае учителем будут сделаны соответствующие примечания в календарно-тематическом планировании с указанием дат, причин, по которым были внесены изменения.
Общая характеристика ученого предмета
Рабочая  программа направлена на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; на основе комплекса предметных знаний о человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; на развитие умений работать с разными источниками информации, наблюдать, экспериментировать, обобщать, характеризовать и моделировать объекты окружающего мира, решать творческие задачи; на воспитание гармонично развитой, духовно- нравственной личности, стремящейся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.
         Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественно-научные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует Государственному образовательному стандарту начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям Государственного образовательного стандарта начального общего образования к уровню подготовки учащихся начальной школы.
         В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольной образовательной организации, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с ограниченными возможностями здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
          Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
         Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Описание учебного предмета в учебном плане
Согласно Рабочему учебному плану МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» в 2019-2020 учебном году на обязательное изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 34 учебных часа в год (1 учебный час в неделю), продолжительностью обучения 34 рабочие недели, что определяется и календарным учебным графиком работы МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
В связи с этим в тему № 2 «Мы и наше здоровье» добавлен 1 час.

Проектная деятельность:
Ø  Богатства, отданные людям
Ø  Музей путешествий (энциклопедия путешествуй)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п / п
урока в теме
Содержание учебного материала
Дата
Примечание
План
Факт
Ⅰ четверть
Тема 1 (14 ч.) Как устроен мир.
Эта удивительная природа.
1
1
Введение. Разнообразие природы.
Экскурсия в школьный парк: наблюдение сезонных изменений
06.09


2
2
Человек — часть природы. Отличие человека от других живых существ. Внутренний мир человека
13.09


3
3
Общество. Проект «Богатства, отданные людям»
20.09


4
4
Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества.
27.09



5
5
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ.
04.10


6
6
Воздух и его охрана
11.10


7
7
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов
18.10


8
8
Вода. Превращение и круговорот воды. Берегите воду!
25.10


Ⅱ четверть
9
9
Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человек
08.11


10
10
Растения, их разнообразие.
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Роль растений в природе и жизни людей.
15.11


11

11
Размножение и развитие растений.
Охрана растений.
22.11


12
12
Животные, их разнообразие.
Особенности питания разных животных.
29.11


13
13
Размножение и развитие животных. Охрана животных. 
06.12


14
14
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.  Контроль знаний по теме: «Эта удивительная природа»
13.12


Тема 2 (7 ч.) Мы и наше здоровье.
15
1
Анализ контрольной работы. Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: (на примерах пищеварительной, кровеносной, нервной систем). Измерение своего роста и массы тела.
20.12


16
2
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств
27.12


ⅡⅠ четверть
17
3
Надёжная защита организма
Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов
17.01


18
4
Опора тела и движение
Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка.
24.01


19
5
Наше питание. Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование
31.01


20
6
Дыхание и кровообращение Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем
07.02


21
7
Умей предупреждать болезни
Закаливание как фактор предупреждения заболеваний.
Способы закаливания организма. Контроль знаний по теме: «Мы и наше здоровье»
14.02


Тема 3 (3ч.) Наша безопасность
22
1
Анализ проверочной работы. Огонь, вода и газ Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа
21.02


23
2
Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса.
28.02


24
3
Природа и наша безопасность Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)
06.03


Тема 4 (5 ч.) Чему учит экономика.
25
1
Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги
13.03


26
2
Полезные ископаемые Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые.
20.03


ⅠⅤ четверть
27
3
Растениеводство и животноводство
03.04


28
4
Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая
10.04


29
5
Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология
Контроль знаний по теме «Чему учит нас экономика»
17.04


Тема 5 ( 5ч.) Путешествие по городам и странам
30
1
Анализ проверочной работы. Наши ближайшие соседи Государства, граничащие с родным краем, их столицы
Презентация проектов «Музей путешествий»
24.04


31
2
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности
08.05


32
3
По Франции и Великобритании (Франция)
Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди
15.05


33
4
По знаменитым местам мира Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся Заочное путешествие по знаменитым местам мира.
22.05


34
5
Итоговый урок
29.05















КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Нормы оценок за контрольные работы соответствуют требованиям, указанным в  Методических рекомендациях  «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно -методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются
v  индивидуальная и фронтальная проверки (устно),
v  различные письменные работы, тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов),
v  работы с индивидуальными карточками-заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием
Фронтальный устный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель готовит серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.)
         Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
       Рассказ-описание.
       Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение.
Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи.
При письменной проверке целесообразно использовать тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.; работы с индивидуальными карточками-заданиями: заполнение таблиц, изображение или дополнение схемы, диаграммы, выбор правильной даты и т.п. Задания должны быть дифференцированы по степени сложности, что позволит учесть индивидуальный темп развития каждого ребёнка.
    Ещё одной формой письменного контроля являются графические работы. Они позволяют проверить осмысленность имеющихся знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
      Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
      В процессе обучения на уроках «Окружающего мира» применяются различные виды контроля:
v  текущий,
v  периодический,
v  промежуточный.
Текущий контроль осуществляется на разных этапах овладения учащимися содержанием темы. Основная его функция – учебно-корректирующая. Этот вид контроля целесообразно использовать на этапе усвоения новых знаний и умений. Он позволяет своевременно выявить ошибки, устранить их причины.
Текущий контроль направлен на определение качества и уровень усвоения учебного содержания.
Фенологические наблюдения учащихся оцениваются вербально.
Периодический контроль предусматривает проверку и оценку знаний учащихся по одной или нескольким программным темам. Его цель – выявить и оценить качество усвоения системы естественных понятий, существенных связей и отношений между ними, умение учеников оперировать знаниями в определенных видах практической и учебно-познавательной деятельности.
В конце изучения программной темы (нескольких небольших по объему тем) рекомендуется проводить контрольную работу, состоящую из заданий различного уровня сложности.
Отметка за год выставляется на основании четвертных отметок. Отметки учащихся должны быть объективны и обоснованы, т. е. должны соответствовать текущей успеваемости ученика, учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения школьника, качество выполнения письменных, практических и других видов работ.













ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 2 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 2 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.
          В учебниках на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.
         С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 1–4 классов включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования. Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 1–4 классов.
     В учебниках 1–4 классов в методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике каждого класса имеются «Странички для самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль. Учебные проекты также предусматривают подготовку и проведение презентаций и оценку результатов работы.
       На освоение начальных форм познавательной рефлексии направлены практически все учебные темы учебников 1–4 классов.
       Структура учебного материала по каждой теме предусматривает осознание учеником целей, процессов и результатов деятельности. Каждая тема в учебниках всех классов заканчивается рубрикой
     «Проверь себя» и кратким резюме по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают собственные выводы. Каждый раздел учебников для всех классов заканчивается заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения». Специальные условные знаки в виде смайликов помогают осуществлению действия самооценивания, после которого ученику предоставляется возможность повторить или заново изучить тот или иной учебный материал.
     Знаково-символические средства активно используются для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Деятельность моделирования широко представлена в учебниках для всех классов. Задания такого рода отмечены специальным условным знаком.
    Немаловажное значение для достижения указанных результатов имеет освоение учащимися системы навигации учебников, выстроенной в едином ключе с 1 по 4 класс. Основным её элементом являются условные знаки и символы, нацеливающие на определённые виды деятельности и способы её организации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий