четверг, 12 сентября 2019 г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса, 2019-2020 уч. год


Составитель рабочей программы 
учитель начальных классов
Капканец Ирина Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Ø  Примерная образовательная программа начального общего образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø  Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение. 1-4 кл.» / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 86 с.
Ø  Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;


Ø  Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø  Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об утверждении перечня учебников, учебных и учебно-                                     методических пособий, рекомендуемых к использованию в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, осуществляющих образовательную
деятельность по программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2019-2020 учебном году»;

Основной учебник:
«Литературное чтение» 3 кл. в двух частях,/ авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2016 г., который рекомендован Министерством образования Донецкой Народной Республики и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в учебную программу коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки проведения контрольных работ. В этом случае учителем будут сделаны соответствующие примечания в календарно-тематическом планировании с указанием дат, причин, по которым были внесены изменения.

Общая характеристика учебного предмета
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:
-        всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
-        потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
-        читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
-        готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Основными задачами курса являются:
-        развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-        учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
-        формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
-        развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
-        формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
-        обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
-        формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
-        формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
-        создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
-        расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
-        обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
-        работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

Курс «Литературное чтение» изучается в разрезе нескольких разделов. 
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современные художественные и научно-познавательные произведения. Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую самостоятельность.
Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

Согласно Рабочему учебному плану МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» в 20192020 учебном году на обязательное изучение предмета «Литературное чтение»  в 3 классе отводится  102 учебных часов в год (3 учебных часа в неделю), продолжительностью изучения 34 учебные недели, что определяется  и календарным учебным графиком работы МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
В связи с этим добавлен 1 час в тему №  1 «Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество; 2 часа в тему № 4 «Великие русские писатели»
Распределение учебных часов на изучение тем программы
по курсу «Литературное чтение» в 3 классе

Тема
Количество часов
1.
Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество
10
2.
Поэтическая тетрадь 1
6
3.
Великие русские писатели Ч 1.
8
4.
Великие русские писатели Ч 2.
11
5.
Поэтическая тетрадь 2. Литературные сказки
9
6.
Были-небылицы. Поэтическая тетрадь 1
10
7.
Люби живое
7
8.
Поэтическая тетрадь 2
8
9.
Собирай по ягодке наберёшь кузовок
12
10.
По страницам детских журналов.
13
11.
Зарубежная литература
7
Всего:
99


Основное содержание курса литературное чтение 3-й класс

Тема №1 «Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество» (10 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника «Рукописные книги Древней Руси – настоящие произведения искусства».  Первопечатник Иван Фёдоров.
Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи. Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями». Оценка достижений

Для реализации этого содержания  учащиеся должны:
знать:
- структуру учебника;
- приёмы ориентирования в       учебнике;
-историю создания книг;
- отличия рукописной и печатной книги.
- виды сказок и их структуру;
- различные произ­ведения устного народного творче­ства и прикладного искусства;

уметь:
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
- приводить примеры произве­дений фольклора
- (пословицы, загадки, сказки);
- читать осознанно текст;
- определять тему, главную мысль произведения;
- пересказывать текст.
Тема №2 «Поэтическая тетрадь 1» (6ч)           
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского. Русские поэты XIX-XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Картины природы. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И. Никитин. «Полно, степь моя...», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». И. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Оценка достижений
Для реализации этого содержания  учащиеся должны:
знать:
- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;
- имена, фамилии их авторов;
 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
 - изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.
уметь:
-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору);
 - находить  в тексте слова и выражения для изображения
действующих лиц, природы и описания событий;
 - понимать образные выражения, используемые в произведениях.

Тема №3 «Великие русские писатели» Ч 1. (8 ч)
Тема №4 «Великие русские писатели» Ч 2. (11ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал o жизни А. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И.Крылов. Подготовка сообщения о И.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И.Крылову.  Басни И. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.  М. Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Л.Толстой. Детство Л.Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического и лирического текстов. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений
Для реализации этого содержания  учащиеся должны:
знать:
- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;
- имена, фамилии их авторов;
уметь:
- заучивать стихо­творения с по­мощью иллюст­рации и опор­ных слов;
- выра­зительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед ау­диторией (с пред­варительной са­мостоятельной подготовкой);
- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языко­вом материале, со­блюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
 - читать осознанно текст художествен­ного произведения «про себя» (без учета скорости); 
-определять тему и главную мысль произведения;
-пересказывать текст;
- приводить при­меры художествен­ных произведений разной тематики по изученному мате­риалу;
 -аргументировать свою позицию с привлечением текста произве­дения.

Тема №5 «Поэтическая тетрадь 2». Литературные сказки  (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н.Некрасов. Стихотворения o природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений.
К.Бальмонт, И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Оценка достижений
Прогнозирование содержания раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Для реализации этого содержания  учащиеся должны:
знать:
- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;
- имена, фамилии их авторов;
 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
 - изобразительные художественные средства.
-названия, основное содержание изучен­ных литературных произведений;
- отличие литературной сказки от фольклорной;
- имена, фамилии их авторов;

уметь:
-отвечать на вопросы по содер­жанию произведе­ния;
-характеризо­вать выразительные средства;
-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору);
- заучивать сти­хотворение с помощью иллю­страций и опор­ных слов;
- выра­зительно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой)
- составлять не­большое монологи­ческое высказывание с опорой на автор­ский текст;
- оценивать собы­тия, героев произве­дения;
-создавать неболь­шой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной ли­тературы (сказка, рассказ, басня),
 сказ­ки народные и лите­ратурные;
- восстанавливать  авторский  текст по опорным словам;
- соотносить пословицы с характеристикой  героя произведения

Тема № 6 «Были-небылицы». Поэтическая тетрадь. (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький. «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений.
Для реализации этого содержания  учащиеся должны:
знать:
-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов.
- отличие литературной сказки от фольклорной;
- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;
- имена, фамилии их авторов;
 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
 - изобразительные художественные средства.

уметь:
-составлять небольшое моноло­гическое высказы­вание с опорой
 на авторский текст;
- оценивать собы­тия, героев произ­ведения
-воспринимать на слух и понимать художест­венные произве­дения
 разных жанров;
-передавать их содержа­ние по вопросам;
- уметь различать жанры художественных произведений.
- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни;
 - читать вслух текст, соблюдая правила произно­шения и соответст­вующую интона­цию;
-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть.

Тема №7  «Люби живое» (12 ч)   
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. И.Соколов-Микитов. «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения.
В. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Оценка достижений
Для реализации этого содержания  учащиеся должны:
знать:
-основное содержание текста, их авторов;
 - стили текстов, их различия.
уметь:
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- уметь пересказывать текст;
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Тема №8 «Поэтическая тетрадь 2» (8ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной...». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. А. Барто. «Разлука», «В театре». Выразительное чтение. С. Михалков. «Если». Выразительное чтение. Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение. Проект «Праздник поэзии». Оценка достижений
Для реализации этого содержания  учащиеся должны:
знать:
-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов
- имена, фамилии их авторов;
 - основные литературоведческие понятия: ритм, рифма;
 - изобразительные художественные средства.
уметь:
- читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору)
- вырази­тельно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой).
           
Тема № 9  «Собирай по ягодке наберёшь кузовок» ( 12 ч)   
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений
Для реализации этого содержания  учащиеся должны:
знать:
-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных  произведений, их авторов
- по­нимать эмоционально-нравственных переживания героев  произведений;
уметь:
-участвовать в диало­ге при обсужде­нии произведе­ния;
-строить небольшие мо­нологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событи­ях)
- участ­вовать в литера­турных играх (инсценирова­ние);
-оценивать собы­тия, героев произ­ведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни для высказывания оце­ночных суждений о прочитанном про­изведении (герое произведения, со­бытии).

Тема №10  «По страницам детских журналов» (13 ч)          
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ Легенды своей семьи. Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений.
Для реализации этого содержания  учащиеся должны:
знать:
-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов;
- названия нескольких детских периодических изданий;
- отличие журналов от книги.
уметь:
- читать вслух текст, построенный на изученном язы­ковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать осоз­нанно текст худо­жественного про­изведения «про се­бя»;
-создавать не­большие пись­менные ответы на поставлен­ный вопрос по прочитанному произведению;
- ориентироваться  в журналах.

Тема №11  «Зарубежная литература» (7ч)     
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений
Для реализации этого содержания  учащиеся должны:
знать:
-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов.
уметь:
-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);
- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;
-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;
- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;
-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.


Календарно-тематическое планирование

п-п
урока в теме
Наименование раздела, тем уроков
Кол-во
часов на изучение темы
Дата проведения
Примечания


по факту
по плану
Ⅰ четверть
Тема 1 (10 ч.) Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество.
1.
1.
Книга как источник необходимых знаний. Рукописные книги Древней Руси. Начало книгопечатания (общее представление).

02.09


2.
2.
Русские народные песни. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства.

04.09


3.
3.
Внеклассное чтение 1.  Докучные сказки.
Развитие речи: сочинение
докучных сказок

06.09


4.
4.
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

09.09


5.
5.
Сказка «Иван-царевич и
серый волк»

11.09


6.
6.
Сказка «Иван-царевич и
серый волк»

13.09


7.
7.
Сказка «Сивка-бурка»

16.09


8.
8.
Сказка «Сивка-бурка»

18.09


9.
9.
Внеклассное чтение 2. «Медведь – половинщик». Русская народная сказка

20.09


10.
10.
Проверим себя и оценим
свои достижения

23.09


Тема 2 (6 ч.) Поэтическая тетрадь

11.
1.
Как научиться читать стихи.
Ф. И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»

25.09


12.
2.
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»

27.09


13.
3.
И. С. Никитин «Полно,
степь моя, спать беспробудно…»,
 «Встреча зимы»

30.09


14.
4.
И. З. Суриков. «Детство», «Зима»

02.10


15.
5.
Проверим себя и оценим
свои достижения.

04.10


16.
6.
Внеклассное чтение 3.
Урок-концерт по стихам русских поэтов «Времена года»

07.10


Тема 3 (8 ч.) Великие русские писатели Часть1
17.
1.
Знакомство с названием раздела.
А. С. Пушкин — великий
русский писатель. Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин»

09.10


18.
2.
А. С. Пушкин. «Зимнее  утро»

11.10


19.
3.
А. С. Пушкин. «Зимний вечер»

14.10


20.
4.
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

16.10


21.
5.
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Внеклассное чтение 4 .А.С .Пушкин «Сказка о попе…»

18.10


22.
6.
И. А. Крылов — великий
баснописец. Басня как жанр литературы. Басня «Мартышка и Очки»

21.10


23.
7.
И. А. Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна»

23.10


24.
8.
И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

25.10


Ⅱ четверть
Тема 4 (11 ч.) Великие русские писатели .Часть  2
25
1.
Внеклассное чтение 5.
Подготовка к театрализации басен. «Квартет».

06.11


26
2.
М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт. «Горные вершины», «На севере диком...»

08.11


27
3.
М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Осень»

11.11


28
4.
Проверим себя и оценим свои
Достижения

13.11


29
5.
Л. Н. Толстой — великий русский писатель. «Детство»

15.11


30
6.
Л. Н. Толстой. «Акула», «Прыжок»

18.11


31
7.
Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»

20.11


32
8.
Внеклассное чтение 6.
Басни Л.Толстого «Как боролся русский богатырь»

22.11


33
9.
Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов

25.11


34
10.
Проверим себя и оценим
свои достижения

27.11


35
11.
Внеклассное чтение 7.
В.Ф. Одоевский «Серебряный рубль

29.11


Тема 5  (9 ч.) Поэтическая тетрадь 2. Литературные сказки
36
1
Знакомство с названием раздела.
Н. А. Некрасов. «Славная
осень! Здоровый, ядрёный…»

02.12


37
2
Н. А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»

04.12


38
3
К. Д. Бальмонт. «Золотое слово».
И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...»

06.12


39
4
Проверим себя и оценим свои достижения. Самостоятельная работа

09.12


40
5
Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка

11.12


41
6
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

13.12


42
7
В. М. Гаршин. «Лягушка-
путешественница»
Чтение вслух

16.12


43
8
Внеклассное чтение 8.
В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

18.12


44
9
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» Проверим себя и оценим свои достижения


20.12


Тема 6 (10 ч.) Были-небылицы. Поэтическая тетрадь 3
45.
1.
Знакомство с названием раздела. М. Горький. «Случай с Евсейкой»

23.12


46.
2.
М. Горький. «Случай с Евсейкой»

25.12


47.
3.
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей»

27.12


ⅡⅠ четверть
48.
4.
Урок внеклассного чтения 9.
Л.Чарская «Сказки о голубой фее»

13.01


49.
5.
А. И. Куприн. «Слон»

15.01


50.
6.
Проверим себя и оценим
свои достижения

17.01


51.
7.
Знакомство с разделом. С. Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?»

20.01


52.
8.
А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

22.01


53.
9.
С. А. Есенин. «Черёмуха».
Проверим себя и оценим свои достижения

24.01


54.
10.
Внеклассное чтение 10 .
Урок-концерт по произведениям изученных поэтов
Н. Некрасов «Мужичок с ноготок»

27.01


Тема 7 (12 ч.) Люби живое
55.
1.
Знакомство с разделом..
М. М. Пришвин. «Моя Родина»

29.01


56.
2.
Развитие речи: составление устных рассказов о Родине, о семье, о детстве на основе рассказа М. М. Пришвина «Моя Родина»

31.01


57.
3.
И. С. Соколов-Микитов.
«Листопадничек»

03.02


58.
4.
В. И. Белов. «Малька про-
винилась», «Ещё про Мальку»

05.02


59.
5.
В. В. Бианки. «Мышонок Пик»

07.02


60.
6.
В. В. Бианки. «Мышонок Пик»

10.02


61.
7.
Б. С. Житков. «Про обезьянку»

12.02


62.
8.
В. П. Астафьев. «Капалуха»

14.02


63.
9.
В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится…»

17.02


64.
10.
Развитие речи: обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь на основе рассказа В. Драгунского «Он живой и светится…»

19.02


65.
11.
Внеклассное чтение 11. В.Драгунский. «Что любит Мишка»

21.02


66.
12.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
Чтение молча

26.02


Тема 8 ( 8 ч.) Поэтическая тетрадь 4.

67.
1.
Знакомство с названием раздела. Запуск проекта «Праздник поэзии»

28.02


68.
2.
С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

02.03


69.
3.
А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»

04.03


70.
4.
Внеклассное чтение 12
Б. Заходер «Занимательная зоология»

06.03


71.
5.
С. В. Михалков. «Если»

11.03


72.
6.
Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок»

13.03


73.
7.
Подведение итогов выполненного проекта

16.03


74.
8.
Внеклассное чтение 13.
Урок-концерт по произведениям изученных авторов

18.03


Тема 9 (12 ч.) Собирай по ягодке — наберёшь кузовок
75.
1.
Знакомство с названием
раздела. Б. В. Шергин. «Собирай по
ягодке — наберёшь кузовок»

20.03


ⅠⅤ четверть
76.
2.
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

30.03


77.
3.
А. П. Платонов. «Цветок на земле»

01.04


78.
4.
А. П. Платонов. «Ещё мама».

03.04


79.
5.
А. П. Платонов. «Ещё мама».
Внеклассное чтение 14
по произведениям автора А.П.Платонова. «Никита»

06.04


80.
6.
М. М. Зощенко. «Золотые слова»

08.04


81.
7.
М. М. Зощенко. «Золотые слова»

10.04


82.
8.
М. М. Зощенко. «Великие
путешественники»

13.04


83.
9.
М. М. Зощенко. «Великие
путешественники»

15.04


84.
10.
Н. Н. Носов. «Федина задача»

17.04


85.
11.
Н. Н. Носов. «Телефон»
Проверим себя и оценим
свои достижения
Внеклассное чтение 15.
М. М. Зощенко.  «Колдун»


22.04


86.
12.
Контрольная работа

24.04


Тема 10 (13 ч.) По станицам детских журналов. Зарубежная литература
87.
1.
Анализ контрольной работы
Знакомство с названием
раздела. Выставка детской периодики

27.04


88.
2.
Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой»

30.04


89.
3.
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился»

04.05


90.
4.
Ю. И. Ермолаев. «Воспитатели»

06.05


91.
5.
Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» Внеклассное чтение 16
по произведениям автора

08.05


92.
6.
Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

13.05


93.
7.
Р. С. Сеф. «Весёлые стихи»

15.05


94.
8.
Знакомство с названием
раздела. Древнегреческий миф
«Храбрый Персей».  ч)

18.05


95.
9.
Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

20.05


96.
10.
Проверка техники чтения вслух

22.05


97.
11.
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»

25.05


98.
12.
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»

27.05


99.
13.
Итоговый урок за год.

29.05



Критерии оценивания
При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Литературное чтение» рекомендуется использовать следующие документы:
- Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).
- «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
- Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
- «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).



Обязательные формы контроля и критерии оценивания

Вид проверки
I-II
III-IV

Техника чтения вслух
65-70
75-80
Незнакомый текст(художественный или научно-художественный)
Письменная самостоятельная работа (конец 2 четверти)
1

Не оценивается в баллах. Состоит из незнакомого текста (объемом 250-300 слов) и 8 заданий (5 заданий первого типа, 3 – второго и 1 – третьего типа).
Чтение молча (3 четверть)
85-100
95-110

Контрольная работа (4 четверть)

1
Состоит из незнакомого текста (объемом 300-350 слов) и 10 заданий (5 заданий первого типа, 4 – второго и 1– третьего типа)


Объектами проверки и оценивания по литературному чтению являются составляющие читательской компетентности:
-        навык чтения вслух и молча;
-        понимание прочитанного;
-        умение выразительно читать;
-        опыт читательской деятельности обучающихся (элементарное знакомство с кругом детского чтения, практическое усвоение литературоведческих понятий, умение работать с текстами разных жанров, умение пересказывать содержание прочитанного произведения , умение самостоятельно работать с детской книгой, справочной литературой).
Основной формой текущего контроля является фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Контролю подлежат:
В 3 классе в конце II и IV четвертей осуществляется контроль техники чтения вслух;
 в 3 классе во II четверти в учебных целях проводится письменная самостоятельная работа под руководством учителя, которая не оценивается в баллах;
в 3 классе в конце IV четверти проводится письменная контрольная работа, которая оценивается в баллах.

Основной целью проведения письменных самостоятельных и контрольных работ является проверка понимания обучающимися содержания прочитанного.
Чтение вслух
Проверку развития навыка чтения вслух в 3 классе рекомендую осуществлять индивидуально в процессе текущего и четвертного контроля. Контроль навыка чтения вслух осуществляет учитель.
Проверяются все качества навыка чтения вслух (правильность, способ, понимание, выразительность, темп).
Чтение вслух обеспечивается более сложным психофизиологическим механизмом, чем чтение молча. В нем, кроме зрительного, активно действуют речедвигательный, слуховой каналы, которые имеют влияние на полноту восприятия, запоминания, усвоения содержания прочитанного.
Учитывая это, не рекомендуется осуществлять контроль понимания прочитанного вслух на незнакомых текстах.
Проверку понимания обучающимися прочитанного вслух рекомендуется осуществлять в процессе текущего оценивания в течение года.
Контроль техники чтения вслух (правильность, способ, темп) проводится индивидуально. В зависимости от количества обучающихся в классе – в течение 2-х последних недель или одной предпоследней недели II четверти и IV четверти.
Для чтения ученику предлагают незнакомый художественный, научно-художественный текст, который в каждой возрастной группе отличается объемом, сложностью содержания, языком, построением предложений, шрифтом и т. д. В целях обеспечения равных условий проверки учитель выбирает для чтения один и тот же текст.
Особого внимания при проверке техники чтения требуют дети, которые имеют определенные психофизиологические особенности: естественную медлительность, заикание, плохое зрение. Данные психофизиологические особенности при осуществлении контроля не являются основанием для снижения балльной оценки. Контроль за качеством чтения у таких детей осуществляется при текущем опросе.
Итоговый балл за сформированность навыка чтения вслух выводится с учетом техники чтения и понимания содержания прочитанного.

Показатели скорости чтения вслух:
І-ІІ четверть
ІІІ-IV четверть
3 класс
65-70 сл/мин
75-80 сл/мин


Чтение молча
Уровень развития навыка чтения молча (технической и смысловой его сторон)
в 3 классе рекомендуем проверять и оценивать (начиная с 3 класса, III четверти) два раза в год.
Учитываются такие характеристики этого вида чтения: способ (наличие или отсутствие артикуляции – внешних речевых движений), понимание содержания прочитанного, темп чтения.
Контроль технической стороны навыка чтения молча (способ, темп) учитель может осуществлять во время проведения письменных (самостоятельной и контрольных) работ по предложенной ниже методике.
Сначала на материале текстов учитель проверяет техническую сторону чтения. Для этого предлагает обучающимся взять в руки карандаши. По указанию учителя: «Начинаем читать!» школьники углубляются в чтение. Через 2 минуты учитель говорит: «Остановитесь». Каждый из обучающихся ставит карандашом точку над словом, на котором он остановился. Далее обучающиеся дочитывают (перечитывают) текст и выполняют предложенные задания.
В процессе проверки учитель устанавливает количество прочитанных слов каждым обучающимся за 2 минуты, которое делит на 2, и получает количество слов, прочитанных за 1 минуту.
Обучающимся, у которых темп и способ чтения не соответствуют нормативным показателям, советуем снизить оценку не более чем на 1 балл.
Показатели темпа чтения молча
І-ІІ четверть
III-IVчетверть

85-100 сл/мин
95-110 сл/ мин
Меньшее число слов в каждом из указанных показателей определяет обязательный уровень, достижение которого влияет на оценку; большее число указывает на желаемый (перспективный) результат развития читательского умения и используется не для оценки, а преимущественно для самоконтроля и самооценки обучающихся.

Самостоятельные и итоговые контрольные работы
Целью самостоятельной и итоговой контрольной работы в 3 классе является проверка уровня сформированности у обучающихся умений самостоятельно осознавать содержание незнакомого текста, применяя знания, умения, навыки, способы деятельности, которыми обучающийся овладел во время обучения.
Рекомендуем такую работу проводить на основе незнакомого текста, заданий различного уровня сложности. Для проверки предлагаем задания трех типов:
1)      задания, которые предусматривают выбор одного правильного ответа из трёх (четырёх) предложенных вариантов;
2) задания с коротким письменным ответом, задания на установление соответствия, правильной последовательности;
3) задания, требующие развернутого ответа.
В 3 классе в конце II четверти целесообразно провести самостоятельную письменную работу под руководством учителя. Работа должна носить обучающий характер, она не оценивается в баллах.
Самостоятельная работа в 3 классе (II четверть) состоит из незнакомого текста (объемом 250-300 слов) и 8 заданий (5 заданий первого типа, 3 – второго и 1 – третьего типа).
Контрольную работу рекомендуем проводить в 3 классе в конце IV четверти.
Контрольная работа состоит из незнакомого текста (объемом 300-350 слов) и 10 заданий (5 заданий первого типа, 4 – второго и 1– третьего типа). Работа подлежит обязательному оцениванию.
Оценивание выполненной работы рекомендуем осуществлять следующим образом.
За правильное выполнение заданий, которые предусматривают выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов, выставляется по 1 баллу.
Задания с коротким письменным ответом, задания на установление соответствия, на установление правильной последовательности оцениваются в 2 балла каждое. 2 балла – задание выполнено правильно, дан полный обстоятельный ответ, правильно установлена последовательность или соответствие, план полностью соответствует тексту; 1 балл – задание выполнено частично, допущены неточности, ответ не обоснован. Если задание состоит из двух частей, то выставляется по 1 баллу за каждую часть задания, выполненную правильно; 0 баллов – выставляется за неправильно выполненное или вообще невыполненное задание.
Задания, требующие развернутого ответа, оцениваются 3 баллами. Учитывается содержание; логичность и последовательность изложения; обоснование собственного мнения, использование средств художественной выразительности в высказывании.
Баллы за работу по чтению выставляются без учета ошибок за грамотность.
Все баллы за выполненные задания суммируются, и полученный общий балл переводится в оценку.

Таблица перевода тестового балла в оценку Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»
Тестовый балл (3 класс)
1-3
4-8
9-13
14-16
Тестовый балл (4 класс)
1-5
6-10
11-16
17-19

Оценка знаний обучающихся за четверть ставится с учётом текущего оценивания опыта читательской деятельности, результатов оценивания навыка чтения вслух, текущего оценивания навыка чтения молча, качества заучивания наизусть стихотворений, отрывков из прозаических произведений, результатов выполнения итоговых контрольных работ.
Годовая оценка выставляется на основе оценок за каждую четверть
Методические средства
Для реализации основных задач Рабочей программы по предмету «Литературное чтение» в 3 классе используются следующие компоненты:

1)                Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
2)                Учебники / авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.  Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.  Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
3)                Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс.
4)                Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 3 класс.
5)                Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
6)                Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. Составители: Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина. 3 класс.


Комментариев нет:

Отправить комментарий