Составитель рабочей программы
учитель начальных классов
Капканец Ирина Юрьевна
Пояснительная
записка
Рабочая
программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Ø
Примерная
образовательная программа начального общего образования и науки Донецкой
Народной Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø
Примерной основной образовательной
программы по учебному предмету «Русский язык. 1-4 кл.» / сост. Грабовая Г.С.,
Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО
«ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 241 с
Ø
Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07
августа 2019
года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в
организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по программам
начального
общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020
учебном году»;
Ø
Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019
года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по
осуществлению
образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой
Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø
Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019 года № 1134 «Об утверждении
перечня учебников, учебных и учебно-
методических пособий, рекомендуемых к использованию в образовательных
организациях
Донецкой Народной Республики, осуществляющих образовательную
деятельность по
программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего
образования, в 2019-2020 учебном году»;
Основной учебник: «Русский язык» 3 класс в двух
частях, / Канакина В.П., Горецкий В.Г./ - М.: Просвещение, 2016г., который
рекомендован Министерством образования Донецкой Народной Республики и
обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Уровень изучения учебного материала базисный.
При необходимости в течение учебного года могут
вноситься в Рабочую программу коррективы: изменяться последовательность уроков
внутри темы, переноситься сроки проведения уроков и контрольных работ. В этом
случае будут сделаны соответствующие примечания в календарно-тематическом
планировании с указанием дат, причин, по которым были внесены изменения.
Общая характеристика учебного
предмета
Цели
начального курса русского языка:
·
создать условия для осознания
ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым
способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у
него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения
к своей речи;
·
заложить основы лингвистических
знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для
формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
·
сформировать комплекс языковых и
речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка,
функциональную грамотность учащихся;
·
средствами предмета «Русский язык»
влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его
интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса
универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
·
обеспечить становление у младших
школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме,
становление их коммуникативной компетенции.
Для
достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая
организация работы по освоению его предметного содержания – необходима
реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического
образования младших школьников.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных
задач предметной области «Филология»:
·
Формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о
языке как основе национального самосознания.
·
Развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи.
·
Развитие коммуникативных умений.
·
Развитие нравственных и эстетических
чувств.
·
Развитие способностей к творческой
деятельности.
Рабочая
программа определяет ряд практических задач,
решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
·
развитие речи, мышления, воображения
школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения;
·
формирование у младших школьников
первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике,
фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
·
формирование навыков культуры речи во
всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять
·
несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
·
воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты;
·
пробуждение познавательного интереса
к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в
Рабочей программе следующими содержательными линиями:
1.
Система языка (основы лингвистических
знаний) : лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика),
грамматика (морфология и синтаксис).
2.
Орфография и пунктуация.
3.
Развитие речи.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и
словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие
коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает
формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по
языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению
текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-
повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла,
адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.),
развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником
творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение
учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений
пользоваться предложениями в устной и письменной речи, обеспечение понимания
содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе
школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются
грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Рабочая программа предусматривает формирование у младших школьников
представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует
пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и
значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию
словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова;
овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы,
основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости
пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель
интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в Рабочей программе
формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского
языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования
всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических
понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение
грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у
школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения,
сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего
формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих)
универсальных действий с языковыми единицами.
Рабочая программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на
основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений
различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать
её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по
правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного,
безошибочного письма.
Содержание Рабочей программы является основой для овладения обучающимися
приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка
и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции,
группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует
умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении
языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к
употреблению в речи основных единиц языка.
Рабочей программой предусмотрено целенаправленное
формирование первичных навыков работы с информацией: работать с учебной книгой,
анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию,
а также создавать новые информационные объекты (сообщения, отзывы, письма,
поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.)
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая
способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная
деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках
знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной
самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений
сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и
систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета
«Русский язык» в учебном плане
Согласно рабочему учебному плану МОУ «ШКОЛА №
39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» в 2019-2020 учебном году на обязательное изучение предмета
«Русский язык» в 3 классе отводится 168 учебных часов в год (5 учебных часов в
неделю), продолжительностью изучения 34 учебные недели, что определяется и
календарным учебным графиком работы МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА». В связи с
этим добавлено 3 часа в тему «Повторение»
Распределение учебных часов на
изучение программы по курсу
«Русский язык в 3 классе»
№
п-п
|
Тема
|
Количество часов
|
1.
|
Язык и речь. Текст.
Предложение. Словосочетание.
|
15
|
2.
|
Слово в языке и речи.
|
16
|
3.
|
Состав слова. Части
слова.
|
16
|
4.
|
Состав слова.
Правописание частей слова (часть 1)
|
16
|
5.
|
Состав слова.
Правописание частей слова (часть 2)
|
16
|
6.
|
Части речи. Имя
существительное (часть 1)
|
16
|
7.
|
Части речи. Имя
существительное (часть 2)
|
16
|
8.
|
Части речи. Имя
прилагательное.
|
16
|
9.
|
Части речи.
Местоимение.
|
7
|
10.
|
Части речи. Глагол.
|
16
|
11.
|
Повторение
|
18
|
Всего:
|
168
|
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий.
Основное содержание курса «Русский
язык» в 3 классе
Тема
№ 1. Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание (15 ч.)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение
культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и
условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального
самосознания.
Текст
(повторение и углубление представлений)
Признаки текста:
смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов:
повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение
и углубление представлений о предложении и диалоге) ». Виды предложений по
цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по
интонации (восклицательные и невосклицательные).Знаки препинания в конце
предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим.
Предложения
с обращением (общее представление)
Состав
предложения (повторение и углубление представлений)
Главные и второстепенные члены предложения (без
терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией – схемы и
памятки. Разбор предложения по членам предложения.
Простое
и сложное предложения (общее представление)
Запятая внутри сложного предложения.
Словосочетание .Связь
слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов
при помощи вопроса. Проверочная работа.
Для
реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
-
типы
текстов по цели высказывания и интонации;
- члены предложения: главные (подлежащее и
сказуемое) и второстепенные;
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
-делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
-устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять
словосочетания;
-распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по
цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены
предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
Развитие
речи.
- устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать
деформированный повествовательный текст из трех
частей);
- писать изложение (по вопросам) текста из 30 – 45
слов;
- составлять и записывать текст из 3 – 5 предложений
на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
- употреблять при записи текста красную строку;
- интонационно правильно произносить предложения.
Тема
№ 2. Слово в языке и речи. (16 ч.)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) Номинативная
функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и
многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.
Омонимы. Использование
омонимов в речи. Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.
Фразеологизмы.
Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём
фразеологизмов.
Части речи
Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном,
имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Имя числительное
(общее представление)
Проверочная работа
Однокоренные слова
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о
корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и уточнение представлений)
Слог, звуки и
буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными
(сочетания жи– ши, ча– ща, чу– щу) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки
и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Разделительный
мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Проверочный диктант
Проект «Рассказ о слове»
Тема № 3 «Состав слова. Части слова» - 16 ч.
Тема № 4 «Состав слова. Правописание частей слова
(часть 1)» - 16 ч.
Тема № 5 «Состав слова. Правописание частей слова
(часть 2)» - 16 ч.
Корень слова
Корень слова.
Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со
словарём однокоренных слов.
Формы слова. Окончание
Приставка
Суффикс. Значение
этих значимых частей в слове.
Основа слова
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Обобщение знаний о составе слова
Изменяемые и
неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по
составу. Формирование навыка моделирования слов.
Проверочная работа.
Проект «Семья слов».
Правописание частей слова
Общее представление о правописании слов с
орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути
её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений
планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы»
в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка (работа
со страничкой для любознательных).
Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными на конце слови перед согласным в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в
корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
(ъ).
Контрольный диктант.
Для
реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- правила проверки корневых
орфограмм;
Уметь:
- правильно писать слова с
корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая
согласная;
- писать слова с разделительным Ъ;
Развитие
речи:
- интонационно правильно произносить предложения.
Тема № 6 «Части речи. Имя существительное (часть 1)» 16 ч.
Тема № 7 «Части речи. Имя существительное (часть 2)» 16 ч.
Тема № 8 «Части речи. Имя прилагательное» 16 ч.
Тема № 9 «Части речи. Местоимение» 7 ч.
Тема № 10 «Части речи. Глагол» 16 ч.
Части
речи
(повторение и углубление представлений)
Части речи: имя существительное, имя
прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не,
союз (общее представление)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Повторение и углубление представлений
Значение и употребление имён
существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие
речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и
нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.
Проект
«Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне
своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.
Число
имён существительных
Изменение имён существительных по
числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд)
Род
имён существительных: мужской, женский, средний
Имена существительные общего рода
(первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и
свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и
др.). *Слово с непроверяемым написанием: кровать. Формирование навыка культуры
речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода
(рожь, тишь, вещь).
Проверочный
диктант.
Падеж
имён существительных
Изменение имён существительных по
падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные. Именительный падеж. Родительный падеж.
Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Формирование представлений о трудолюбии,
мастерстве.
Все
падежи (обобщение знаний об имени существительном) Работа
с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени
существительного.
Проект
«„Зимняя“ страничка».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Повторение и углубление представлений об
имени прилагательном.
Лексическое значение имён
прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь
имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в
тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Текст-описание. Художественное и научное описания.
Использование имён прилагательных в тексте-описании.
Формы
имён прилагательных.
Род
имён прилагательных .Изменение имён прилагательных по родам
в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода
имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая,
-яя).
Число
имён прилагательных .Изменение имён прилагательных по
числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени
существительного.
Падеж
имён прилагательных
Изменение имён прилагательных, кроме
имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени
существительного. Начальная форма имени прилагательного
Обобщение
знаний об имени прилагательном
Морфологический
разбор имени прилагательного
Проект
«Имена прилагательные в загадках».
Контрольный
диктант.
МЕСТОИМЕНИЕ
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го
лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3го лица в единственном
числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа.
ГЛАГОЛ
Повторение
и углубление представлений о глаголе.
Значение и употребление в речи. Число.
Изменение глаголов по числам.
Формы
глагол. Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные
вопросы что делать? и что сделать?
Число
глаголов. Изменение глаголов по числам.
Времена
глагола. Изменение глаголов по временам.
Род
глаголов в прошедшем времени Родовые окончания
глаголов (-а, -о). Правописание частицы
НЕ с глаголами.
Обобщение
знаний о глаголе.
Морфологический разбор глагола.
Проверочная работа.
Для реализации этого содержания учащиеся
должны:
Знать:
- части речи: имя существительное, имя
прилагательное, глагол, предлог;
Уметь:
- распознавать части речи, их
грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных, род и число
имён прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по
числам;
- склонять в единственном числе имена
существительные с ударными окончаниями;
-изменять имя прилагательное по родам и
числам в соответствии с родом и числом существительного;
-изменять глагол по временам (простые
случаи) и в прошедшем времени – по родам.
Тема
№ 11 «Повторение» (18ч.)
Сводный перечень видов обязательного текущего
контроля в 3 классе
|
І-IIч.
|
III-IVч.
|
|
Аудирование
|
1
05.12
|
1
06.04
|
220-300 сл. 6 вопросов с
тремя вариантами ответов
|
Диалог
|
1
13.11
|
–
|
4-5 реплик
|
Устное сочинение
|
–
|
1
10.04
|
Около 60 слов в тексте
|
Чтение
|
1
|
1
|
(на уроках чтения)
|
Письменное
изложение
|
–
|
1
16.04
|
50-70 слов в тексте
|
Проверка языковых
знаний, умений и навыков
|
1
08.11
|
1
17.03
|
8 заданий (4 задания закрытого
типа с тремя вариантами ответов на каждое) и 4 открытых задания.
|
Диктант
|
2
19.09
19.12
|
2
20.02
18.05
|
50-70 сл.
|
Списывание
|
1
30.09
|
1
29.01
|
50-70 сл. 26-35 знаков в минуту
|
Общее
количество проверок
|
7
|
8
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п-п
|
№ урока
в теме
|
Наименование
раздела,
тем уроков
|
Дата проведения
|
Примечания
|
|
план
|
факт
|
||||
Ⅰ четверть
Тема 1 (15 ч.) Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание.
|
|||||
1
|
1
|
2019г.
- год русского языка.
Наш язык. Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения
|
02. 09
|
|
|
2
|
2
|
Текст. Признаки текста. Заглавие текста.
|
03. 09
|
|
|
3
|
3
|
Типы текстов: описание, повествование,
рассуждение, их особенности.
|
04. 09
|
|
|
4
|
4
|
Предложение
Развитие речи 1. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины
К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
|
05. 09
|
|
|
5
|
5
|
Различение предложений по цели высказывания.
|
06. 09
|
|
|
6
|
6
|
Виды предложений по
интонации
|
09.09
|
|
|
7
|
7
|
Предложения с обращением
|
10.09
|
|
|
8
|
8
|
Главные и второстепенные члены предложения.
|
11.09
|
|
|
9
|
9
|
Главные и второстепенные члены предложения.
|
12. 09
|
|
|
10
|
10
|
Распространённые и нераспространённые предложения
|
13. 09
|
|
|
11
|
11
|
Простое и сложное
предложения
|
16. 09
|
|
|
12
|
12
|
Простое и сложное
предложения
|
17. 09
|
|
|
13
|
13
|
Словосочетание. Определение в словосочетании
главного и зависимого слов при помощи вопроса.
|
18. 09
|
|
|
14
|
14
|
Проверочная
работа Диктант 1
|
19. 09
|
|
|
15
|
15
|
Анализ контрольной
работы. Работа над ошибками. Словосочетание.
Развитие речи 2. Составление
предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по
заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по
репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
|
20. 09
|
|
|
Тема 2 (16 ч.) Слово в языке и речи
|
|||||
16
|
1
|
Однозначные и многозначные слова, слова в прямом
и переносном значении.
|
23. 09
|
|
|
17
|
2
|
Синонимы и антонимы.
|
24. 09
|
|
|
18
|
3
|
Омонимы. Значение фразеологизмов и их
использование в речи.
|
25. 09
|
|
|
19
|
4
|
Слово и словосочетание .
Фразеологизмы.
|
26.09
|
|
|
20
|
5
|
Развитие речи 3. Обучающее изложение по материалам упр.88 с. 52
|
27.09
|
|
|
21
|
6
|
Проверочное списывание 1
|
30. 09
|
|
|
22
|
7
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Части речи.
|
01.10
|
|
|
23
|
8
|
Имя существительное. Местоимение. Предлоги с
именами существительными.
|
02.10
|
|
|
24
|
9
|
Имя прилагательное. Глагол.
|
03. 10
|
|
|
25
|
10
|
Имя числительное (общее представление).
|
04. 10
|
|
|
26
|
11
|
Однокоренные слова
|
07. 10
|
|
|
27
|
12
|
Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
|
08. 10
|
|
|
28
|
13
|
Согласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с сочетаниями: жи–
ши, ча– ща, чу– щу
|
09. 10
|
|
|
29
|
14
|
Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
|
10. 10
|
|
|
30
|
15
|
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
|
11. 10
|
|
|
31
|
16
|
Проект «Рассказ о
слове»
Развитие речи 4. Изложение повествовательного текста по
вопросам или коллективно составленному плану.
|
14. 10
|
|
|
Тема 3 (16 ч.) Состав слова. Части слова
|
|||||
32
|
1
|
Корень слова. Однокоренные слова.
|
15. 10
|
|
|
33
|
2
|
Чередование согласных в корне.
|
16. 10
|
|
|
34
|
3
|
Сложные слова. Правописание сложных слов:
соединительные гласные в сложных словах.
|
17. 10
|
|
|
35
|
4
|
Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов
от форм одного и того же слова.
|
18. 10
|
|
|
36
|
5
|
Нулевое окончание. Алгоритм
определения окончания в слове.
|
21. 10
|
|
|
37
|
6
|
Слова, которые не имеют
окончания. Приставка.
|
22. 10
|
|
|
38
|
7
|
Приставка. Слова с
двумя приставка-
ми. Употребление в речи
слов
с приставками.
|
23. 10
|
|
|
39
|
8
|
Суффикс. Алгоритм выделения в
слове суффикса. Образование слов с помощью
суффиксов.
|
24.10
|
|
|
40
|
9
|
Развитие речи 5. Сочинение
по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе»
|
25.10
|
|
|
Ⅱ четверть
|
|||||
41
|
10
|
Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Обобщение знаний о составе слова.
|
05. 11
|
|
|
42
|
11
|
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление
в речи.
|
06. 11
|
|
|
43
|
12
|
Разбор слова по составу.
|
07. 11
|
|
|
44
|
13
|
Проверка
языковых знаний, умений и навыков 1
|
08. 11
|
|
|
45
|
14
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. В
каких значимых частях слова есть орфограммы?
|
11. 11
|
|
|
46
|
15
|
Развитие речи 6.
Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных
слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
|
12. 11
|
|
|
47
|
16
|
Проект «Семья слов».
Диалог
|
13. 11
|
|
|
Тема 4 (16
ч.)Состав слова. Правописание частей слова Ч 1
|
|||||
48
|
1
|
Общее представление о
правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
|
14. 11
|
|
|
49
|
2
|
Правописание слов с
безударными гласными в корне
|
15. 11
|
|
|
50
|
3
|
Правописание слов с
безударными гласными в корне
|
18. 11
|
|
|
51
|
4
|
Правописание слов с двумя безударными
гласными в корне слова.
|
19. 11
|
|
|
52
|
5
|
Правописание слов с
безударными гласными в корне. Составление текста из деформированных
предложений.
|
20. 11
|
|
|
53
|
6
|
Правописание слов с
парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в
корне
|
21. 11
|
|
|
54
|
7
|
Правописание слов с
парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в
корне
|
22. 11
|
|
|
55
|
8
|
Правописание слов с
парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в
корне
|
25. 11
|
|
|
56
|
9
|
Упражнение в написании
слов с глухими и звонкими согласными в корне
|
26. 11
|
|
|
57
|
10
|
Упражнение в написании
слов с глухими и звонкими согласными в корне
|
27. 11
|
|
|
58
|
11
|
Развитие
речи 7. Обучающее изложение
«Клесты»
|
28. 11
|
|
|
59
|
12
|
Правописание слов с
непроизносимыми согласными в корне
|
29.11
|
|
|
60
|
13
|
Правописание слов с
непроизносимыми согласными в корне
|
02. 12
|
|
|
61
|
14
|
Правописание слов с
непроизносимыми согласными
|
03. 12
|
|
|
62
|
15
|
Правописание слов с
удвоенными согласными
|
04. 12
|
|
|
63
|
16
|
Правописание слов с
удвоенными согласными
Аудирование 1
|
05. 12
|
|
|
Тема 5 (16 ч.) Состав слова. Правописание частей слова. Ч 2
|
|||||
64
|
1
|
Анализ контрольной работы
Развитие речи 8. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
|
06. 12
|
|
|
65
|
2
|
Правописание суффиксов
и приставок
|
09. 12
|
|
|
66
|
3
|
Правописание суффиксов
и приставок
|
10. 12
|
|
|
67
|
4
|
Правописание суффиксов
и приставок
|
11. 12
|
|
|
68
|
5
|
Правописание суффиксов и приставок
|
12. 12
|
|
|
69
|
6
|
Правописание приставок
и предлогов
|
13. 12
|
|
|
70
|
7
|
Правописание приставок
и предлогов
|
16. 12
|
|
|
71
|
8
|
Правописание приставок
и предлогов
|
17. 12
|
|
|
72
|
9
|
Правописание приставок и
предлогов
|
18.12
|
|
|
73
|
10
|
Контрольный диктант 2
|
19. 12
|
|
|
74
|
11
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
|
20. 12
|
|
|
75
|
12
|
Правописание слов с
разделительным твёрдым знаком (ъ)
|
23. 12
|
|
|
76
|
13
|
Правописание слов с
разделительным твёрдым знаком (ъ)
|
24. 12
|
|
|
77
|
14
|
Правописание слов с
разделительным твёрдым знаком (ъ)
|
25. 12
|
|
|
78
|
15
|
Проект «Составляем
орфографический словарь»
|
26. 12
|
|
|
79
|
16
|
Развитие речи 9.Обучающее изложение
Упр. 278 (с. 140).
|
27. 12
|
|
|
ⅡⅠ четверть
|
|||||
Тема 6 (16ч.) Части речи.
Имя существительное Ч. 1
|
|||||
80
|
1
|
Части речи: имя существительное, имя
прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
|
13. 01
|
|
|
81
|
2
|
Части речи: предлог, частица не, союз
(общее представление).
|
14. 01
|
|
|
82
|
3
|
Значение и употребление имён существительных в
речи.
|
15. 01
|
|
|
83
|
4
|
Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные.
|
16. 01
|
|
|
84
|
5
|
Представление об устаревших словах в русском
языке.
|
17.01
|
|
|
85
|
6
|
Развитие речи 9. Подробное изложение по самостоятельно
составленному плану. Упр. 21 (с. 14).
|
20.01
|
|
|
86
|
7
|
Собственные и нарицательные имена
существительные.
|
21.01
|
|
|
87
|
8
|
Проект «Тайна имени». Монолог
|
22.01
|
|
|
88
|
9
|
Изменение имён существительных по числам.
|
23.01
|
|
|
89
|
10
|
Имена существительные, имеющие форму одного числа
(салазки, мёд).
|
24.01
|
|
|
90
|
11
|
Имена существительные, имеющие форму одного числа
|
27.01
|
|
|
91
|
12
|
Род имён существительных: мужской, женский,
средний
|
28. 01
|
|
|
92
|
13
|
Списывание
|
29. 01
|
|
|
93
|
14
|
Род имён
существительных: мужской, женский, средний
|
30. 01
|
|
|
94
|
15
|
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён
существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
|
31.01
|
|
|
95
|
16
|
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён
существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
|
03. 02
|
|
|
Тема 7 (16 ч.) Части речи. Имя существительное Ч. 2
|
|||||
96
|
1
|
Изменение имён существительных по падежам.
|
04. 02
|
|
|
97
|
2
|
Изменение имён существительных по падежам.
|
05. 02
|
|
|
98
|
3
|
Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное.
|
06. 02
|
|
|
99
|
4
|
Развитие
речи 10 Составление рассказа по репродукции картины И. Я.
Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
|
07. 02
|
|
|
100
|
5
|
Именительный падеж
|
10. 02
|
|
|
101
|
6
|
Родительный падеж
|
11. 02
|
|
|
102
|
7
|
Дательный падеж
|
12. 02
|
|
|
103
|
8
|
Винительный падеж
|
13. 02
|
|
|
104
|
9
|
Творительный падеж
|
14. 02
|
|
|
105
|
10
|
Предложный падеж
|
17. 02
|
|
|
106
|
11
|
Обучающее изложение
|
18. 02
|
|
|
107
|
12
|
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного
|
19. 02
|
|
|
108
|
13
|
Проверочный диктант 3
|
20. 02
|
|
|
109
|
14
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
|
21. 02
|
|
|
110
|
15
|
Развитие речи 11. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы.
Полдень».
|
25. 02
|
|
|
111
|
16
|
Обобщение знаний об имени существительном. Проект
«Зимняя страничка».
|
26. 02
|
|
|
Тема 8 (16 ч) Части речи. Имя
прилагательное
|
|||||
112
|
1
|
Лексическое значение имён прилагательных. Связь
имени прилагательного с именем существительным.
|
27. 02
|
|
|
113
|
2
|
Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие
цвета и оттенки цвета.
|
28.02
|
|
|
114
|
3
|
Синтаксическая функция имени прилагательного в
предложении.
|
02.03
|
|
|
115
|
4
|
Художественное и научное описания. Использование
имён прилагательных в тексте-описании.
|
03. 03
|
|
|
116
|
5
|
Развитие
речи 12. Сопоставление содержания и выразительных средств
в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля
«Царевна-Лебедь».
|
04. 03
|
|
|
117
|
6
|
Род имён прилагательных
|
05. 03
|
|
|
118
|
7
|
Изменение имён прилагательных по родам в
единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода
имени существительного.
|
06. 03
|
|
|
119
|
8
|
Изменение имён прилагательных по родам. Родовые
окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
|
10. 03
|
|
|
120
|
9
|
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени
существительного.
|
11. 03
|
|
|
121
|
10
|
Изменение имён прилагательных по числам
|
12. 03
|
|
|
122
|
11
|
Изменение имен
прилагательных по падежам. Зависимость падежа
имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
|
13.03
|
|
|
123
|
12
|
Изменение имен
прилагательных по падежам
|
16.03
|
|
|
124
|
13
|
Проверка языковых знаний, умений и
навыков 2 по теме «Части речи. Имя прилагательное»
|
17.03
|
|
|
125
|
14
|
Работа над ошибками. Морфологический разбор имени
прилагательного Начальная форма имени прилагательного
|
18.03
|
|
|
126
|
15
|
Предупредительный диктант по теме «Имя прилагательное»
|
19.03
|
|
|
127
|
16
|
Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект «Имена прилагательные в загадках».
|
20.03
|
|
|
ⅠⅤ четверть
|
|||||
Тема 9 (7
ч.) Части речи. Местоимение
|
|||||
128
|
1
|
Общее представление о местоимении. Личные
местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и
множественного числа.
|
30.03
|
|
|
129
|
2
|
Личные местоимения единственного и множественного
числа.
|
31.03
|
|
|
130
|
3
|
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Изменение личных местоимений 3го лица в единственном числе по родам.
|
01. 04
|
|
|
131
|
4
|
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Изменение личных местоимений 3го лица в единственном числе по родам.
|
02. 04
|
|
|
132
|
5
|
Употребление личных местоимений в речи.
|
03. 04
|
|
|
133
|
6
|
Оценка достижений по
теме
«Личные местоимения».
Жанр
письма. Аудирование 2
|
06.04
|
|
|
134
|
7
|
Развитие
речи 13. Устное сочинение Составление
сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками».
|
07.04
|
|
|
Тема 10 (16 ч.) Части речи. Глагол
|
|||||
135
|
1
|
Глагол. Значение и употребление в речи
|
08. 04
|
|
|
136
|
2
|
Изменение глаголов по числам.
|
09. 04
|
|
|
137
|
3
|
Развитие
речи 14 Составление текста по сюжетным рисункам. Устное сочинение
|
10. 04
|
|
|
138
|
4
|
Формы глагола
|
13. 04
|
|
|
139
|
5
|
Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные вопросы что делать? и
что сделать?
|
14. 04
|
|
|
140
|
6
|
Изменение глаголов по числам.
|
15. 04
|
|
|
141
|
7
|
Письменное изложение Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным
словам и самостоятельно составленному плану.
|
16. 04
|
|
|
142
|
8
|
Изменение
глаголов по временам.
|
17. 04
|
|
|
143
|
9
|
Изменение глаголов по временам.
|
21. 04
|
|
|
144
|
10
|
Составление предложений (с нарушенным порядком
слов), их запись.
|
22. 04
|
|
|
145
|
11
|
Род глаголов в
прошедшем времени
|
23. 04
|
|
|
146
|
12
|
Правописание частицы НЕ с глаголами
|
24. 04
|
|
|
147
|
13
|
Правописание частицы НЕ с глаголами
|
27. 04
|
|
|
148
|
14
|
Морфологический разбор глагола
|
28. 04
|
|
|
149
|
15
|
Морфологический разбор
глагола
|
29. 04
|
|
|
150
|
16
|
Развитие
речи 15. Проведение «конференции» на тему «Части речи в
русском языке»
|
30. 04
|
|
|
Тема 11 (18 ч.) Повторение.
|
|||||
151
|
1
|
Типы текстов: описание, повествование,
рассуждение, их особенности.
|
04. 05
|
|
|
152
|
2
|
Предложения с
обращением
|
05. 05
|
|
|
153
|
3
|
Разбор предложения по членам предложения.
|
06. 05
|
|
|
154
|
4
|
Разбор предложения по членам предложения.
|
07. 05
|
|
|
155
|
5
|
Разбор слова по составу.
|
08. 05
|
|
|
156
|
6
|
Развитие
речи 16. Написание
поздравительной открытки.
|
13. 05
|
|
|
157
|
7
|
Правописание слов с
безударными гласными в корне
|
14. 05
|
|
|
158
|
8
|
Правописание слов с
парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в
корне
|
15. 05
|
|
|
159
|
9
|
Контрольный диктант 4
|
18. 05
|
|
|
160
|
10
|
Анализ контрольного
диктанта. Работа с изученными орфограммами.
|
19. 05
|
|
|
161
|
11
|
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
|
20. 05
|
|
|
162
|
12
|
Правописание слов с
непроизносимыми согласными в корне
|
21. 05
|
|
|
163
|
13
|
Правописание слов с
удвоенными согласными
|
22. 05
|
|
|
164
|
14
|
Правописание суффиксов
и приставок.
|
25. 05
|
|
|
165
|
15
|
Правописание суффиксов
и приставок
|
26. 05
|
|
|
166
|
16
|
Урок развития речи 17 Проведение «конференции» на
тему «Части речи в русском языке»
|
27.05
|
|
|
167
|
17
|
Викторина «Знаток
русского языка»
|
28.05
|
|
|
168
|
18
|
Итоговый
урок
|
29.05
|
|
|
ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При оценивании результатов деятельности учащихся по
предмету «Русский
язык» рекомендуется использовать следующие
документы:
·
Государственный образовательный стандарт начального
общего образования (приказ МОН ДНР№665 от
25.07.2018г.).
·
«Критерии оценивания учебных достижений учащихся в
системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об
образовании» ДНР
(постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
·
Методические рекомендации «Пятибалльная система
оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики,
утверждёнными решением научно -методического совета Донецкого ИППО (протокол №1
от 29.01.2015г.).
·
«Инструкция о проведении текущего контроля знаний и
промежуточной аттестации учащихся в образовательных организациях, реализующих
общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего,
среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).
Кроме того, для текущего контроля учитель может использовать и другие виды работ: грамматические задания, словарные диктанты,
тестовые и комбинированные работы.
Грамматический
разбор является средством проверки степени понимания
младшими школьниками изучаемых грамматических явлений, умения производить
простейший языковой анализ слов и предложений.
Выполнение
грамматических заданий оценивается по таким критериям:
Отметка
|
Характеристика
результатов учебных достижений обучающихся
|
2
|
Ученик / ученица не справляется с большинством
грамматических заданий. Правильно выполнено менее 50% заданий.
|
3
|
Ученик / ученица правильно выполняет не менее 1/2
заданий (51% - 74%).
|
4
|
Ученик / ученица правильно выполняет не менее 3/4 заданий (75%- 89%).
|
5
|
Ученик / ученица правильно выполняет все задания,
допускается 1 ошибка и исправления. Правильно выполнено 90%-100% заданий.
|
Словарный
диктант служит средством проверки орфографических умений и
навыков.
Требования к количеству слов в словарном диктанте:
|
І -ІІ
четверть
|
III-IV четверть
|
3 класс
|
10-12 слов
|
12-15 слов
|
Ошибкой в словарном диктанте считается любая
допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв.
Сформированность
графических умений и навыков (словарный диктант)оценивается по таким критериям:
Отметка
|
Характеристика
результатов учебных достижений обучающихся
|
2
|
Ученик / ученица
допускает 5 и более ошибок.
|
3
|
Ученик /
ученица допусткает 3-4 ошибки и 1
исправление.
|
4
|
Ученик / ученица
допускает 1-2 ошибки и 1 исправление.
|
5
|
Ученик / ученица
выполняет работу без ошибок.
|
2.1.2. При оценивании письменных работ необходимо
учитывать все виды ошибок: дисграфические
и дислексические, орфографические и пунктуационные. Кроме того, учитель
должен помнить, что за дисграфические и дислексические ошибки оценка не снижается; орфографические и пунктуационные ошибки
оцениваются и считаются равноценными
(грубыми); ошибка в одном и том же слове, которое повторяется в работе несколько
раз, считается одной ошибкой; ошибки
на одно правило, но в разных словах считаются разными ошибками.
Грубой ошибкой следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми
написаниями;
пропуск, перестановка, замена букв, слогов в
словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы
данного класса.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение буквы в слове несколько раз;
недописывание буквы в конце слова (не по правилу);
дважды подряд написано одно и то же слово в
предложении.
Две негрубые
ошибки приравниваются к одной грубой.
Четыре
аккуратных исправления (неправильное написание на правильное) приравниваются к
одной ошибке.
Дисграфические и
дислексические ошибки:
фонетические ошибки:
замена и смещение букв, обозначающих звуки, сходные
по артикуляторно-акустическим признакам: звонкие и глухие, свистящие и шипящие,
аффрикаты и звуки, входящие в их состав; нейотированные и йотированные,
фонетически сходные гласные (о-у, и-е);
нарушение в обозначении мягкости согласных на
письме (с помощью ь и йотированных гласных);
нарушение анализа структуры слова: пропуски,
недописывание, перестановки букв и слогов, лишние буквы, персеверации.
нарушения анализа структуры предложения: слияние
слов;
раздельное
написание частей слова;
оптические ошибки:
замена и смещение букв по оптическому сходству:
букв, отличающихся количеством элементов либо пространственным расположением
элементов букв,
искаженное воспроизведение букв (в том числе и
зеркальное письмо),
морфологические аграмматизмы:
ошибки
словообразования: замены словообразующих морфем (приставок, суффиксов), их
пропуск в слове, искаженное воспроизведение;
ошибки словоизменения: нарушение согласования
(прилагательного и существительного в роде, числе и падеже, местоимения и
существительного, числительного и существительного, глагола и
существительного),
нарушение управления (неправильные падежные
окончания, нарушения в употреблении падежно-предложных конструкций),
синтаксические аграмматизмы(в письменных работах по развитию речи):
пропуск главных членов предложения;
пропуск значимых второстепенных членов предложения;
нарушение последовательности слов в предложении,
лексические ошибки (в
письменных работах по развитию речи):
замена слов на основе общности ситуации (грядка —
клумба, вязать — шить);
замена слов, обозначающих обобщающее понятие
словами конкретного значения, родовое понятие подменяется видовым (одежда —
платье);
замена слов, обозначающих предмет словами,
обозначающими действия предмета или качество (краски — рисовать);
замена слов, обозначающих целый предмет, словами,
обозначающими часть или деталь предмета (воротник — платье).
2.1.3.
Оценивание опыта речевой деятельности
1. Уроки
развития речи
Уроки развития речи в 3
классе проводятся учителем один раз в 2 недели. Тематику и содержание
этих уроков планируется в соответствии с
учебной программой, а также для проведения обязательных видов речевого контроля
(составление диалога, устных и письменных изложений и сочинений).
При оценке знаний, умений,
навыков по развитию речи необходимо учитывать:
─ объем словарного
запаса, его качественную и количественную характеристику, степень овладения
лексической системой языка;
─ практическое впадение
грамматическими средствами языка (построение предложений, различение слов по
признакам грамматической категориальности, овладение согласованием, глагольным
управлением, падежно-предложными конструкциями);
─ сформированность
связной речи.
При оценке ответов
принимаются во внимание следующие критерии:
полнота и правильность ответа; степень
осознанности усвоения излагаемых знаний; последовательность изложения и
культура речи.
Работа
ученика на уроке развития речи оценивается по таким критериям:
Отметка
|
Характеристика
результатов учебных достижений обучающихся
|
2
|
Ученик / ученица:
─ с трудом усваивает новый
словарь по теме, допускает неверное употребление слов;
─ использует простые
нераспространенные предложения;
─ допускает более пяти
лексико-грамматических ошибок;
─ допускает ошибки при
построении высказывания и соблюдении последовательности, не умеет выделять
свойства описываемого явления, предмета;
─ допускает грубые
ошибки в ответах на вопросы;
─ не принимает участия
в беседе.
|
3
|
Ученик /
ученица: ─ недостаточно усваивает лексический материал по изученной теме;
─ допускает не более
пяти лексико-грамматических ошибок, четыре-пять ошибок по содержанию;
─ излагает материал
несвязно, недостаточно последовательно, не проявляет инициативы в беседе,
ответах на вопросы, не умеет самостоятельно развернуть беседу на заданную
тему, постоянно использует помощь учителя.
|
4
|
Ученик / ученица:
─ в основном выполняет
требования, установленные для оценки «5», но при этом:
─ новый словарь по
изучаемой теме использует не всегда точно и правильно, может допустить
две-три ошибки на смысловую замену слов, при употреблении многозначных слов,
слов с переносным значением;
─ простые предложения
строит верно, при построении сложных предложений умеет использовать помощь
учителя. Допускает две-три ошибки при словоизменении, при связи слов в
предложении;
─ связные высказывания
недостаточно развернуты. Допускает две-три ошибки по содержанию и не более
трех лексико-грамматических ошибок.
|
5
|
Ученик / ученица:
─ правильно употребляет в речи
лексику по излагаемой тематике;
─ обнаруживает осознанное
усвоение программного материала. Во 2-4 классах допускаются 1-2 ошибки на
смысловую замену слов с обобщенным, переносным значением;
─ практически владеет
грамматическими средствами языка. Допускает 1-2 ошибки при построении
распространенного предложения или сложного предложения;
─ умеет поставить
вопрос, дает полный и правильный ответ, умеет построить связное высказывание
на заданную тему, активно высказывается в процессе беседы;
─ умеет строить
относительно развернутые высказывания при составлении рассказов по картинкам,
по серии картин, по на6людениям и личным впечатлениям, по изучаемой теме, с
опорой на вопросы, на план рассказа или самостоятельно;
─ умеет использовать
при составлении рассказа элементы описания и рассуждения, элементарные
рассуждения-доказательства (4 класс). Допускается не более одной ошибки по
содержанию и одной-двух лексико-грамматических ошибок.
|
2. Аудирование (слушание и понимание прослушанного)
Проверку аудиативних умений осуществляется
фронтально в конце II и IVчетверти.
Проверяются умения: воспринимать на слух незнакомый текст и понимать - фактическое
содержание, причинно-следственные связи, основную мысль высказывания, образные
выражения.
Для проверки используется незнакомый текст
художественного стиля и вопросы с вариантами ответов.
Объемы текстов для аудирования и требования к
заданиям:
|
Количество
слов в тексте
|
Требования
к составлению тестовых заданий
|
3 класс
|
220-300 слов
|
6 вопросов с тремя вариантами ответов
|
Аудиативные
умения (выполнение тестовых заданий) оцениваются по таким требованиям:
Отметка
|
Характеристика
результатов учебных достижений
обучающихся
2 класса
|
2
|
Ученик / ученица
допускает 3-4 ошибки.
|
3
|
Ученик / ученица допускает 2 ошибки.
|
4
|
Ученик / ученица
допускает 1 ошибку.
|
5
|
Ученик / ученица
правильно отвечает на все вопросы.
|
|
Характеристика
результатов учебных достижений
обучающихся
3-4 классов
|
2
|
Ученик / ученица
допускает 4-6 ошибок.
|
3
|
Ученик / ученица
допускает 2-3 ошибки
|
4
|
Ученик / ученица
допускает 1 ошибку.
|
5
|
Ученик / ученица
правильно отвечает на все вопросы.
|
3. Говорение и письмо (диалогическое и
монологическое высказывание)
Проверку сформированности устной (диалогической и
монологической) речи осуществляется индивидуальнов конце II четверти и в IV четверти.
Уровень сформированности диалогической речи проверяется во II четверти.
Проверяются умения: составлять диалог на заданную тему, использовать формулы речевого
этикета, соблюдать правила общения, нормы литературного языка.
Объемы составленных диалогов должны соответствовать
нормам:
в 3 классе - 4-5 реплик.
Умение вести
диалог оценивается по таким требованиям:
Отметка
|
Характеристика
результатов учебных достижений обучающихся
|
2
|
Ученик / ученица отвечает на элементарные вопросы
короткими репликами, однако не инициирует разговора
|
3
|
Ученик / ученица участвует в диалоге на несложную
по содержанию тему, но делает длинные паузы, подбирая нужные слова, отдельные
реплики собеседника оставляет без ответа; поддерживает диалог, но иногда
отклоняется от темы, не всегда употребляет слова вежливости, допускает
речевые ошибки. Объем диалога приближается к нормам
|
4
|
Ученик / ученица составляет диалог по ситуации,
содержащей определенную проблему, быстро подбирает и правильно использует
нужные слова, строит содержательные, непринужденные реплики, соблюдает
правила культуры общения, однако не выражает своего отношения к предмету
обсуждения, допускает незначительные языковые ошибки. Объем диалога отвечает
нормам
|
5
|
Ученик / ученица инициирует и поддерживает диалог
по определенной проблеме, уверенно высказывает и аргументирует свою позицию,
проявляя уважение к мнению собеседника, демонстрирует высокую культуру
общения. Структура диалога и языковое оформление реплик соответствует нормам
|
Проверку устной монологической речи
осуществляется в 3классе - устное
сочинение.
Письменная речь проверяется в 3- классе.
Письменное изложение производится в 3 классе в конце
учебного года.
Класс
|
Объемы
текстов для изложения
|
Объемы
ученических сочинений
|
3
|
50-70 слов (письменное)
|
около 60 слов (устное)
|
За устное и письменное высказывание (изложение,
сочинение) целесообразно ставить две оценки: одну оценку - за содержание, а
вторую за грамотность в соответствии с критериями оценивания письменной работы
(диктанта) в данном классе
Оценивание
содержания монологического связного
высказывания осуществляется по таким требованиям:
Отметка
|
Характеристика
результатов учебных достижений обучающихся
|
2
|
Ученик / ученица строит или пересказывает
отдельные фрагменты высказывания, при этом его (ее), лексический запас
ограничен, последовательность изложения требует совершенствования, а лексика
– обогащения, допущены речевые и
языковые ошибки
|
3
|
Ученик / ученица строит текст, который имеет
определенную связность, но имеются отклонения от авторского текста
(изложение) или от темы (сочинение), нарушена последовательность изложения,
отсутствуют начало или концовка, обеднена лексика, есть речевые ошибки
|
4
|
Ученик / ученица самостоятельно строит достаточно
полное связное высказывание, в целом основательно освещает тему и главную
мысль; однако не выражает своего отношения к тому, о чем говорит; допускает
отдельные речевые и языковые ошибки
|
5
|
Ученик / ученица умело строит или
пересказывает последовательный, полный
текст, учитывая коммуникативную задачу; четко выражает собственное мнение, аргументирует
его; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления,
грамматической и стилистической грамотностью; допускается наличие 1-2
языковых или речевых ошибок
|
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Канакина
В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
Учебник. 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014.
Канакина
В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
Учебник. 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.
Методический аппарат
учебников позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему работы как с не
читающими, так и с уже читающими учениками. В содержание учебников включены
задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной
деятельности первоклассников.
В учебниках используются
схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный
характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое
повторение.
В учебники включены
задания для работы в парах, группах и материалы по проектной деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий