четверг, 12 сентября 2019 г.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса


Составитель рабочей программы
учитель начальных классов
Капканец Ирина Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Ø    Примерная образовательная программа начального общего образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø    Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык. 1-4 кл.» / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 241 с
Ø    Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07
августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020
учебном году»;


Ø    Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по
осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø    Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
      августа 2019 года № 1134 «Об утверждении перечня учебников, учебных и учебно-                                     методических пособий, рекомендуемых к использованию в образовательных
организациях Донецкой Народной Республики, осуществляющих образовательную
деятельность по программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2019-2020 учебном году»;

Основной учебник: «Русский язык» 3 класс в двух частях, / Канакина В.П., Горецкий В.Г./ - М.: Просвещение, 2016г., который рекомендован Министерством образования Донецкой Народной Республики и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Уровень изучения учебного материала базисный.
При необходимости в течение учебного года могут вноситься в Рабочую программу коррективы: изменяться последовательность уроков внутри темы, переноситься сроки проведения уроков и контрольных работ. В этом случае будут сделаны соответствующие примечания в календарно-тематическом планировании с указанием дат, причин, по которым были внесены изменения.

Общая характеристика учебного предмета

         Цели начального курса русского языка:
·                    создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
·                    заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
·                    сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
·                    средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
·                    обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
          Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
        Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Филология»:
·                    Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
·                    Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
·                    Развитие коммуникативных умений.
·                    Развитие нравственных и эстетических чувств.
·                    Развитие способностей к творческой деятельности.
        Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
·                    развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
·                    формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
·                    формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
·                    несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
·                    воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
·                    пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в Рабочей программе следующими содержательными линиями:
1.                  Система языка (основы лингвистических знаний) : лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
2.                  Орфография и пунктуация.
3.                  Развитие речи.
         Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст- повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
          Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
          Рабочая программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в Рабочей программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
          Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
           Рабочая программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
          Содержание Рабочей программы является основой для овладения обучающимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Рабочей программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией: работать с учебной книгой, анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты (сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.)
         Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно рабочему учебному плану МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» в 2019-2020 учебном году на обязательное изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 168 учебных часов в год (5 учебных часов в неделю), продолжительностью изучения 34 учебные недели, что определяется и календарным учебным графиком работы МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА». В связи с этим добавлено 3 часа в тему «Повторение»



Распределение учебных часов на изучение программы по курсу
«Русский язык в 3 классе»

п-п
Тема
Количество часов
1.
Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание.
15
2.
Слово в языке и речи.
16
3.
Состав слова. Части слова.
16
4.
Состав слова. Правописание частей слова (часть 1)
16
5.
Состав слова. Правописание частей слова (часть 2)
16
6.
Части речи. Имя существительное (часть 1)
16
7.
Части речи. Имя существительное (часть 2)
16
8.
Части речи. Имя прилагательное.
16
9.
Части речи. Местоимение.
7
10.
Части речи. Глагол.
16
11.
Повторение
18
Всего:
168
Приложение № 1 Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий.

Основное содержание курса «Русский язык» в 3 классе
Тема № 1. Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание (15 ч.)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст (повторение и углубление представлений)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге) ». Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим.
Предложения с обращением (общее представление)
Состав предложения (повторение и углубление представлений)
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией – схемы и памятки. Разбор предложения по членам предложения.
Простое и сложное предложения (общее представление)
Запятая внутри сложного предложения.
Словосочетание .Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Проверочная работа.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- типы текстов по цели высказывания и интонации;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
-делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
-устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
-распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
Развитие речи.
- устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
- писать изложение (по вопросам) текста из 30 – 45 слов;
- составлять и записывать текст из 3 – 5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
- употреблять при записи текста красную строку;
- интонационно правильно произносить предложения.
Тема № 2. Слово в языке и речи. (16 ч.)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.
Омонимы. Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.
Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.
Части речи
Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Имя числительное (общее представление)
Проверочная работа
Однокоренные слова Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и уточнение представлений)
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи– ши, ча– ща, чу– щу) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Формирование установки на здоровый образ жизни.
Проверочный диктант
Проект «Рассказ о слове»
Тема № 3 «Состав слова. Части слова» - 16 ч.
Тема № 4 «Состав слова. Правописание частей слова (часть 1)» - 16 ч.
Тема № 5 «Состав слова. Правописание частей слова (часть 2)» - 16 ч.
Корень слова
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов.
Формы слова. Окончание
Приставка
Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.
Основа слова Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Обобщение знаний о составе слова
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.
Проверочная работа.
Проект «Семья слов».
Правописание частей слова
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка (работа со страничкой для любознательных).
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слови перед согласным в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Контрольный диктант.

Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- правила проверки корневых орфограмм;
Уметь:
- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
- писать слова с разделительным Ъ;
Развитие речи:
- интонационно правильно произносить предложения.
Тема № 6 «Части речи. Имя существительное (часть 1)» 16 ч.
Тема № 7 «Части речи. Имя существительное (часть 2)» 16 ч.
Тема № 8 «Части речи. Имя прилагательное» 16 ч.
Тема № 9 «Части речи. Местоимение» 7 ч.
Тема № 10 «Части речи. Глагол» 16 ч.
Части речи (повторение и углубление представлений)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Повторение и углубление представлений
Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.
Проект «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.
Число имён существительных
Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд)
Род имён существительных: мужской, женский, средний
Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слово с непроверяемым написанием: кровать. Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Проверочный диктант.
Падеж имён существительных
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.
Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Проект «„Зимняя“ страничка».

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.
Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
 Текст-описание.  Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании.
Формы имён прилагательных.
Род имён прилагательных .Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Число имён прилагательных .Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Падеж имён прилагательных
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного
Обобщение знаний об имени прилагательном
Морфологический разбор имени прилагательного
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Контрольный диктант.
МЕСТОИМЕНИЕ
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа.
ГЛАГОЛ
Повторение и углубление представлений о глаголе.
Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.
Формы глагол. Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Времена глагола. Изменение глаголов по временам.
Род глаголов в прошедшем времени Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы НЕ с глаголами.
Обобщение знаний о глаголе.
Морфологический разбор глагола. Проверочная работа.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
Уметь:
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных, род и число имён прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
-изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
-изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам.
Тема № 11 «Повторение» (18ч.)




Сводный перечень видов обязательного текущего контроля в 3 классе


І-IIч.
III-IVч.

Аудирование
1
05.12
1
06.04
220-300 сл. 6 вопросов с тремя вариантами ответов
Диалог
1 
13.11
4-5 реплик
Устное сочинение
1     
10.04
Около 60 слов в тексте
Чтение
1          
1         
(на уроках чтения)
Письменное изложение
1  
16.04
50-70 слов в тексте
Проверка языковых знаний, умений и навыков
1   
08.11
1
17.03
8 заданий (4 задания закрытого типа с тремя вариантами ответов на каждое) и 4 открытых задания.
Диктант
2
19.09
19.12
2         
20.02
18.05
50-70 сл.
Списывание
1   
30.09
1
29.01
50-70 сл.     26-35 знаков в минуту
Общее количество проверок
7
8



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п-п
урока
в теме
Наименование раздела,
тем уроков
Дата проведения
Примечания
план
факт
четверть
Тема 1 (15 ч.) Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание.
1
1
2019г.  - год русского языка.
Наш язык. Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения
02. 09


2
2
Текст. Признаки текста. Заглавие текста.
03. 09


3
3
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
04. 09


4
4
Предложение
Развитие речи 1. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
05. 09


5
5
Различение предложений по цели высказывания.
06. 09


6
6
Виды предложений по интонации
09.09


7
7
Предложения с обращением
10.09


8
8
Главные и второстепенные члены предложения.
11.09


9
9
Главные и второстепенные члены предложения.
12. 09


10
10
Распространённые и нераспространённые предложения
13. 09


11
11
Простое и сложное предложения
16. 09


12
12
Простое и сложное предложения
17. 09


13
13
Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
18. 09


14
14
Проверочная работа Диктант 1
19. 09


15
15
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Словосочетание.
Развитие речи 2. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
20. 09


Тема 2 (16 ч.) Слово в языке и речи
16
1
Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.
23. 09


17
2
Синонимы и антонимы.
24. 09


18
3
Омонимы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.
25. 09


19
4
Слово и словосочетание .
Фразеологизмы.
  26.09


20
5
Развитие речи 3. Обучающее изложение по материалам упр.88 с. 52
27.09


21
6
Проверочное списывание 1 
30. 09


22
7
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Части речи.
01.10


23
8
Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.
02.10


24
9
Имя прилагательное. Глагол.
03. 10


25
10
Имя числительное (общее представление).        
04. 10


26
11
Однокоренные слова
07. 10


27
12
Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
08. 10


28
13
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с сочетаниями: жи– ши, ча– ща, чу– щу
09. 10


29
14
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
10. 10


30
15
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
11. 10


31
16
Проект «Рассказ о слове»
Развитие речи 4. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.
14. 10


Тема 3  (16 ч.) Состав слова. Части слова
32
1
Корень слова. Однокоренные слова.

15. 10


33
2
Чередование согласных в корне.
16. 10


34
3
Сложные слова. Правописание сложных слов: соединительные гласные в сложных словах.
17. 10


35
4
Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.
18. 10


36
5
Нулевое окончание. Алгоритм
определения окончания в слове.
21. 10


37
6
Слова, которые не имеют окончания. Приставка.
22. 10


38
7
Приставка. Слова с двумя приставка-
ми. Употребление в речи слов
с приставками.
23. 10


39
8
Суффикс. Алгоритм выделения в
слове суффикса. Образование слов с помощью суффиксов.
24.10


40
9
Развитие речи 5. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе»

25.10


Ⅱ четверть
41
10
Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Обобщение знаний о составе слова.
05. 11


42
11
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
06. 11


43
12
Разбор слова по составу.
07. 11


44
13
Проверка языковых знаний, умений и навыков 1
08. 11


45
14
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. В каких значимых частях слова есть орфограммы?
11. 11


46
15
Развитие речи 6. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
12. 11


47
16
Проект «Семья слов».
Диалог
13. 11


Тема 4 (16 ч.)Состав слова. Правописание частей слова Ч 1
48
1
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
14. 11


49
2
Правописание слов с безударными гласными в корне
15. 11


50
3
Правописание слов с безударными гласными в корне
18. 11


51
4
Правописание слов с двумя безударными
гласными в корне слова.
19. 11


52
5
Правописание слов с безударными гласными в корне. Составление текста из деформированных предложений.
20. 11


53
6
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне
21. 11


54
7
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне
22. 11


55
8
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне
25. 11


56
9
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне
26. 11


57
10
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне
27. 11


58
11
Развитие речи 7. Обучающее изложение «Клесты»
28. 11


59
12
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
29.11


60
13
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
02. 12


61
14
Правописание слов с непроизносимыми согласными
03. 12


62
15
Правописание слов с удвоенными согласными
04. 12


63
16
Правописание слов с удвоенными согласными
Аудирование 1
05. 12


Тема 5 (16 ч.) Состав слова. Правописание частей слова. Ч 2
64
1
Анализ контрольной работы
Развитие речи 8. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
06. 12


65
2
Правописание суффиксов и приставок
09. 12


66
3
Правописание суффиксов и приставок
10. 12


67
4
Правописание суффиксов и приставок
11. 12


68
5
Правописание суффиксов и приставок
12. 12


69
6
Правописание приставок и предлогов
13. 12


70
7
Правописание приставок и предлогов
16. 12


71
8
Правописание приставок и предлогов
17. 12


72
9
Правописание приставок и предлогов
18.12


73
10
Контрольный диктант 2
19. 12


74
11
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
20. 12


75
12
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)
23. 12


 76
13
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)
24. 12


77
14
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)
25. 12


78
15
Проект «Составляем орфографический словарь»
26. 12


79
16
Развитие речи 9.Обучающее изложение
Упр. 278 (с. 140).
27. 12


ⅡⅠ четверть
Тема 6 (16ч.) Части речи.
Имя существительное Ч. 1
80
1
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
13. 01


81
2
Части речи: предлог, частица не, союз (общее представление).
14. 01



82
3
Значение и употребление имён существительных в речи.
15. 01


83
4
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
16. 01


84
5
Представление об устаревших словах в русском языке.
17.01


85
6
Развитие речи 9. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Упр. 21 (с. 14).
20.01


86
7
Собственные и нарицательные имена существительные.
21.01


87
8
Проект «Тайна имени». Монолог
22.01


88
9
Изменение имён существительных по числам.
23.01


89
10
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
24.01


90
11
Имена существительные, имеющие форму одного числа
27.01


91
12
Род имён существительных: мужской, женский, средний
28. 01


92
13
Списывание
29. 01


93
14
Род имён существительных: мужской, женский, средний
30. 01


94
15
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
31.01


95
16
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
03. 02


Тема 7 (16 ч.) Части речи. Имя существительное Ч. 2
96
1
Изменение имён существительных по падежам.
04. 02


97
2
Изменение имён существительных по падежам.
05. 02


98
3
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
06. 02


99
4
Развитие речи 10 Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
07. 02


100
5
Именительный падеж
10. 02


101
6
Родительный падеж
11. 02


102
7
Дательный падеж
12. 02


103
8
Винительный падеж
13. 02


104
9
Творительный падеж
14. 02


105
10
Предложный падеж
17. 02


106
11
Обучающее изложение
18. 02


107
12
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного
19. 02


108
13
Проверочный диктант 3
20. 02


109
14
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
21. 02


110
15
Развитие речи 11. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
25. 02


111
16
Обобщение знаний об имени существительном. Проект «Зимняя страничка».
26. 02


Тема 8 (16 ч) Части речи.  Имя прилагательное
112
1
Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным.
27. 02


113
2
Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета.
28.02


114
3
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
02.03


115
4
Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании.
03. 03


116
5
Развитие речи 12. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
04. 03


117
6
Род имён прилагательных
05. 03


118
7
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
06. 03


119
8
Изменение имён прилагательных по родам. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
10. 03


120
9
Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
11. 03


121
10
Изменение имён прилагательных по числам
12. 03


122
11
Изменение имен прилагательных по падежам. Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
13.03


123
12
Изменение имен прилагательных по падежам
16.03


124
13
Проверка языковых знаний, умений и навыков 2 по теме «Части речи. Имя прилагательное»
17.03


125
14
Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного Начальная форма имени прилагательного
18.03


126
15
Предупредительный диктант по теме «Имя прилагательное»
19.03


127
16
Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект «Имена прилагательные в загадках».
20.03


ⅠⅤ четверть
Тема 9 (7 ч.) Части речи. Местоимение
128
1
Общее представление о местоимении. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа.
30.03


129
2
Личные местоимения единственного и множественного числа.
31.03


130
3
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3го лица в единственном числе по родам.
01. 04


131
4
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3го лица в единственном числе по родам.
02. 04


132
5
Употребление личных местоимений в речи.
03. 04


133
6
Оценка достижений по теме
«Личные местоимения». Жанр
письма.  Аудирование 2
06.04


134
7
Развитие речи 13. Устное сочинение Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками».
07.04


Тема 10 (16 ч.) Части речи. Глагол
135
1
Глагол. Значение и употребление в речи
08. 04


136
2
Изменение глаголов по числам.
09. 04


137
3
Развитие речи 14 Составление текста по сюжетным рисункам. Устное сочинение
10. 04


138
4
Формы глагола
13. 04


139
5
Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
14. 04


140
6
Изменение глаголов по числам.
15. 04


141
7
Письменное изложение Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.
16. 04



142
8
 Изменение глаголов по временам.
17. 04


143
9
Изменение глаголов по временам.
21. 04


144
10
Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.
22. 04


145
11
Род глаголов в прошедшем времени
23. 04


146
12
Правописание частицы НЕ с глаголами
24. 04


147
13
Правописание частицы НЕ с глаголами
27. 04


148
14
Морфологический разбор глагола
28. 04


149
15
Морфологический разбор глагола
29. 04


150
16
Развитие речи 15. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»
30. 04


Тема 11 (18 ч.) Повторение.
151
1
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
04. 05


152
2
Предложения с обращением
05. 05


153
3
Разбор предложения по членам предложения.
06. 05


154
4
Разбор предложения по членам предложения.
07. 05


155
5
Разбор слова по составу.
08. 05


156
6
Развитие речи 16. Написание поздравительной открытки.
13. 05


157
7
Правописание слов с безударными гласными в корне
14. 05


158
8
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне
15. 05


159
9
Контрольный диктант 4
18. 05


160
10
Анализ контрольного диктанта. Работа с изученными орфограммами. 
19. 05


161
11
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
20. 05


162
12
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
21. 05


163
13
Правописание слов с удвоенными согласными
22. 05


164
14
Правописание суффиксов и приставок.
25. 05


165
15
Правописание суффиксов и приставок
26. 05


166
16
Урок развития речи 17 Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»
27.05


167
17
Викторина «Знаток русского языка»
28.05


168
18
Итоговый урок
29.05














ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ
При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Русский
язык» рекомендуется использовать следующие документы:
·         Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).
·         «Критерии оценивания учебных достижений учащихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР
(постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
·         Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно -методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
·         «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации учащихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).

Кроме того, для текущего контроля учитель может использовать и другие виды работ: грамматические задания, словарные диктанты, тестовые и комбинированные работы.
Грамматический разбор является средством проверки степени понимания младшими школьниками изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Выполнение грамматических заданий оценивается по таким критериям:
Отметка
Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
2
Ученик / ученица не справляется с большинством грамматических заданий. Правильно выполнено менее 50% заданий.
3
Ученик / ученица правильно выполняет не менее 1/2 заданий (51% - 74%).
4
Ученик / ученица правильно выполняет  не менее 3/4 заданий (75%- 89%).
5
Ученик / ученица правильно выполняет все задания, допускается 1 ошибка и исправления. Правильно выполнено 90%-100% заданий.

Словарный диктант служит средством проверки орфографических умений и навыков.
Требования к количеству слов в словарном диктанте:

І -ІІ четверть
III-IV четверть
3 класс
10-12 слов
12-15 слов
Ошибкой в словарном диктанте считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв.

Сформированность графических умений и навыков (словарный диктант)оценивается по таким критериям:
Отметка
Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
2
Ученик / ученица  допускает 5 и более ошибок.
3
Ученик  / ученица  допусткает 3-4 ошибки и 1 исправление.
4
Ученик / ученица  допускает 1-2 ошибки и 1 исправление.
5
Ученик / ученица  выполняет  работу без ошибок.

2.1.2. При оценивании письменных работ необходимо учитывать все виды ошибок: дисграфические и дислексические, орфографические и пунктуационные. Кроме того, учитель должен помнить, что за дисграфические и дислексические ошибки оценка не снижается; орфографические и пунктуационные ошибки оцениваются и считаются равноценными (грубыми); ошибка в одном и том же слове, которое повторяется в работе несколько раз, считается одной ошибкой; ошибки на одно правило, но в разных словах считаются разными ошибками.
Грубой ошибкой следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение буквы в слове несколько раз;
недописывание буквы в конце слова (не по правилу);
дважды подряд написано одно и то же слово в предложении.
Две негрубые ошибки приравниваются к одной грубой.
Четыре аккуратных исправления (неправильное написание на правильное) приравниваются к одной ошибке.
Дисграфические и дислексические ошибки:
фонетические ошибки:
замена и смещение букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам: звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав; нейотированные и йотированные, фонетически сходные гласные (о-у, и-е);
нарушение в обозначении мягкости согласных на письме (с помощью ь и йотированных гласных);
нарушение анализа структуры слова: пропуски, недописывание, перестановки букв и слогов, лишние буквы, персеверации.
нарушения анализа структуры предложения: слияние слов;
 раздельное написание частей слова;
оптические ошибки:
замена и смещение букв по оптическому сходству: букв, отличающихся количеством элементов либо пространственным расположением элементов букв,
искаженное воспроизведение букв (в том числе и зеркальное письмо),
морфологические аграмматизмы:
 ошибки словообразования: замены словообразующих морфем (приставок, суффиксов), их пропуск в слове, искаженное воспроизведение;
ошибки словоизменения: нарушение согласования (прилагательного и существительного в роде, числе и падеже, местоимения и существительного, числительного и существительного, глагола и существительного),
нарушение управления (неправильные падежные окончания, нарушения в употреблении падежно-предложных конструкций),
синтаксические аграмматизмы(в письменных работах по развитию речи):
пропуск главных членов предложения;
пропуск значимых второстепенных членов предложения;
нарушение последовательности слов в предложении,
лексические ошибки (в письменных работах по развитию речи):
замена слов на основе общности ситуации (грядка — клумба, вязать — шить);
замена слов, обозначающих обобщающее понятие словами конкретного значения, родовое понятие подменяется видовым (одежда — платье);
замена слов, обозначающих предмет словами, обозначающими действия предмета или качество (краски — рисовать);
замена слов, обозначающих целый предмет, словами, обозначающими часть или деталь предмета (воротник — платье).

2.1.3. Оценивание опыта речевой деятельности
1. Уроки развития речи
Уроки развития речи в 3 классе проводятся учителем один раз в 2 недели. Тематику и содержание этих уроков  планируется в соответствии с учебной программой, а также для проведения обязательных видов речевого контроля (составление диалога, устных и письменных изложений и сочинений).
При оценке знаний, умений, навыков по развитию речи необходимо учитывать:
─ объем словарного запаса, его качественную и количественную характеристику, степень овладения лексической системой языка;
─ практическое впадение грамматическими средствами языка (построение предложений, различение слов по признакам грамматической категориальности, овладение согласованием, глагольным управлением, падежно-предложными конструкциями);
─ сформированность связной речи.
При оценке ответов принимаются во внимание следующие критерии: полнота и правильность ответа; степень осознанности усвоения излагаемых знаний; последовательность изложения и культура речи.
Работа ученика на уроке развития речи оценивается по таким критериям:
Отметка
Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
2
Ученик / ученица:  ─ с трудом усваивает новый словарь по теме, допускает неверное употребление слов;
─ использует простые нераспространенные предложения;
─ допускает более пяти лексико-грамматических ошибок;
─ допускает ошибки при построении высказывания и соблюдении последовательности, не умеет выделять свойства описываемого явления, предмета;
─ допускает грубые ошибки в ответах на вопросы;
─ не принимает участия в беседе.
3
Ученик  / ученица:  ─ недостаточно усваивает лексический материал по изученной теме;
─ допускает не более пяти лексико-грамматических ошибок, четыре-пять ошибок по содержанию;
─ излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, не проявляет инициативы в беседе, ответах на вопросы, не умеет самостоятельно развернуть беседу на заданную тему, постоянно использует помощь учителя.
4
Ученик / ученица:  ─ в основном выполняет требования, установленные для оценки «5», но при этом:
─ новый словарь по изучаемой теме использует не всегда точно и правильно, может допустить две-три ошибки на смысловую замену слов, при употреблении многозначных слов, слов с переносным значением;
─ простые предложения строит верно, при построении сложных предложений умеет использовать помощь учителя. Допускает две-три ошибки при словоизменении, при связи слов в предложении;
─ связные высказывания недостаточно развернуты. Допускает две-три ошибки по содержанию и не более трех лексико-грамматических ошибок.
5
Ученик / ученица:  ─ правильно употребляет в речи лексику по излагаемой тематике;
─ обнаруживает осознанное усвоение программного материала. Во 2-4 классах допускаются 1-2 ошибки на смысловую замену слов с обобщенным, переносным значением;
─ практически владеет грамматическими средствами языка. Допускает 1-2 ошибки при построении распространенного предложения или сложного предложения;
─ умеет поставить вопрос, дает полный и правильный ответ, умеет построить связное высказывание на заданную тему, активно высказывается в процессе беседы;
─ умеет строить относительно развернутые высказывания при составлении рассказов по картинкам, по серии картин, по на6людениям и личным впечатлениям, по изучаемой теме, с опорой на вопросы, на план рассказа или самостоятельно;
─ умеет использовать при составлении рассказа элементы описания и рассуждения, элементарные рассуждения-доказательства (4 класс). Допускается не более одной ошибки по содержанию и одной-двух лексико-грамматических ошибок.

2. Аудирование (слушание и понимание прослушанного)
Проверку аудиативних умений осуществляется фронтально  в конце II и IVчетверти.
Проверяются умения: воспринимать на слух незнакомый текст и понимать - фактическое содержание, причинно-следственные связи, основную мысль высказывания, образные выражения.
Для проверки используется незнакомый текст художественного стиля и вопросы с вариантами ответов.
Объемы текстов для аудирования и требования к заданиям:

Количество слов в тексте
Требования к составлению тестовых заданий
3 класс
220-300 слов
6 вопросов с тремя вариантами ответов

Аудиативные умения (выполнение тестовых заданий) оцениваются по таким требованиям:
Отметка
Характеристика результатов учебных достижений
обучающихся 2 класса
2
Ученик / ученица  допускает 3-4 ошибки.
3
Ученик / ученица допускает 2 ошибки.
4
Ученик / ученица  допускает 1 ошибку.
5
Ученик / ученица  правильно отвечает на все вопросы.

Характеристика результатов учебных достижений
обучающихся 3-4 классов
2
Ученик / ученица  допускает 4-6 ошибок.
3
Ученик / ученица  допускает 2-3 ошибки
4
Ученик / ученица  допускает 1 ошибку.
5
Ученик / ученица  правильно отвечает на все вопросы.

3. Говорение и письмо (диалогическое и монологическое высказывание)
Проверку сформированности устной (диалогической и монологической) речи  осуществляется индивидуальнов конце  II четверти и в IV четверти.
Уровень сформированности диалогической речи  проверяется во II четверти.
Проверяются умения: составлять диалог на заданную тему, использовать формулы речевого этикета, соблюдать правила общения, нормы литературного языка.

Объемы составленных диалогов должны соответствовать нормам:
в 3 классе - 4-5 реплик.

Умение вести диалог оценивается по таким требованиям:
Отметка
Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
2
Ученик / ученица отвечает на элементарные вопросы короткими репликами, однако не инициирует разговора
3
Ученик / ученица участвует в диалоге на несложную по содержанию тему, но делает длинные паузы, подбирая нужные слова, отдельные реплики собеседника оставляет без ответа; поддерживает диалог, но иногда отклоняется от темы, не всегда употребляет слова вежливости, допускает речевые ошибки. Объем диалога приближается к нормам
4
Ученик / ученица составляет диалог по ситуации, содержащей определенную проблему, быстро подбирает и правильно использует нужные слова, строит содержательные, непринужденные реплики, соблюдает правила культуры общения, однако не выражает своего отношения к предмету обсуждения, допускает незначительные языковые ошибки. Объем диалога отвечает нормам
5
Ученик / ученица инициирует и поддерживает диалог по определенной проблеме, уверенно высказывает и аргументирует свою позицию, проявляя уважение к мнению собеседника, демонстрирует высокую культуру общения. Структура диалога и языковое оформление реплик соответствует нормам

Проверку устной монологической речи осуществляется в 3классе - устное сочинение.
Письменная речь проверяется в 3- классе.
Письменное изложение производится в 3 классе в конце учебного года.

Класс
Объемы текстов для изложения
Объемы ученических сочинений
3
50-70 слов (письменное)
около 60 слов (устное)

За устное и письменное высказывание (изложение, сочинение) целесообразно ставить две оценки: одну оценку - за содержание, а вторую за грамотность в соответствии с критериями оценивания письменной работы (диктанта) в данном классе
Оценивание содержания монологического связного высказывания осуществляется по таким требованиям:
Отметка
Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
2
Ученик / ученица строит или пересказывает отдельные фрагменты высказывания, при этом его (ее), лексический запас ограничен, последовательность изложения требует совершенствования, а лексика – обогащения, допущены речевые и  языковые ошибки
3
Ученик / ученица строит текст, который имеет определенную связность, но имеются отклонения от авторского текста (изложение) или от темы (сочинение), нарушена последовательность изложения, отсутствуют начало или концовка, обеднена лексика, есть речевые ошибки
4
Ученик / ученица самостоятельно строит достаточно полное связное высказывание, в целом основательно освещает тему и главную мысль; однако не выражает своего отношения к тому, о чем говорит; допускает отдельные речевые и языковые ошибки
5
Ученик / ученица умело строит или пересказывает  последовательный, полный текст, учитывая коммуникативную задачу; четко выражает собственное мнение, аргументирует его; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления, грамматической и стилистической грамотностью; допускается наличие 1-2 языковых или речевых ошибок



ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.
         Методический аппарат учебников позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему работы как с не читающими, так и с уже читающими учениками. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности первоклассников.
         В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение.
         В учебники включены задания для работы в парах, группах и материалы по проектной деятельности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий