Составитель рабочей программы
учитель начальных классов
Капканец Ирина Юрьевна
Пояснительная
записка
Рабочая
программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Ø
Примерная
образовательная программа начального общего образования и науки Донецкой
Народной Республики от 15.08.2019 № 1133;
Ø
Примерная основная образовательная
программа по учебному предмету «Математика. 1-4 кл.» / сост. Грабовая Г.С.,
Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е изд. перераб., дополн. –
ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 59 с.
Ø
Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07
августа 2019
года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в
организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по программам
начального
общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020
учебном году»;
Ø
Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019
года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по
осуществлению
образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой
Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Ø
Приказа
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15
августа 2019 года № 1134 «Об утверждении
перечня учебников, учебных и учебно-
методических пособий, рекомендуемых к использованию в образовательных
организациях
Донецкой Народной Республики, осуществляющих образовательную
деятельность по
программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего
образования, в 2019-2020 учебном году»;
Основной учебник: Математика. 3 класс. Учеб.для общеобразоват.
организаций.
В 2ч. /
М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др./. – 7-е изд. – М.:
Просвещение, 2016.
Общая
характеристика учебного предмета
Цель начального курса математики – обеспечить предметную
подготовку учащихся,
достаточную для продолжения математического образования в основной
школе, и создать
дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными
действиями
(личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в
процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность
учащихся с учётом специфики предмета (математика), направленную на:
1)
формирование познавательного интереса к учебному
предмету «Математика», с учетом потребности детей в познании окружающего мира и
научных данных о центральных психологических новообразованиях младшего
школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5-11 лет):
словесно-логическом мышлении, произвольной смысловой памяти, произвольном
внимании, планировании и умении действовать во внутреннем плане,
знаково-символическом мышлении с опорой на наглядно-образное и
предметно-действенное мышление;
2)
развитие пространственного воображения, потребности
и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений строить
рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и
необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные
связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их
существенные и несущественные признаки;
3)
овладение в процессе усвоения предметного
содержания обобщёнными видами деятельности: анализом, сравнением,
классификацией математических объектов (чисел, величин, числовых выражений),
исследованием их структурного состава (многозначных чисел, геометрических
фигур), описанием ситуации с использованием чисел и величин, моделированием
математических отношений и зависимости, прогнозированием результата вычислений,
контролем над правильностью и полнотой выполнения алгоритмов арифметических
действий, использованием различных приёмов проверки нахождения значения
числового выражения(с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата),
планированием решения задачи, объяснением (пояснением, обоснованием) своего
способа действия, описанием свойств геометрических фигур, конструированием и
изображением их модели и пр.
В основе
начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках
математики для 1-4 классов, лежит методическая концепция, которая
выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования
приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации,
аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно
ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их
для решения практических и жизненных задач. Концепция обеспечивает
преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические
особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика»,
который является испытанным и надёжным средством интеллектуального развития
учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать
обоснованные и необоснованные суждения.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной
деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного
содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в
практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты
учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её
решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для
овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными,
регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как
целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия
определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и
математических.
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей
умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов,
средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения
математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но
и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в курсе математики
реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения
содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших
школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают
дидактические условия для формирования предметных, личностных и метапредметных
умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс
математики
построен по
тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими,
что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов
действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся
представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими
знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели,
а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную
мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой
учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая
логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на
различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у
учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических
задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Например,
формирование умения моделировать как универсального учебного действия в курсе
математики осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших
школьников, и связано с изучением программного содержания. Первые представления
о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются у
учащихся при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать
соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических
моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство
с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и
графические модели при сравнении чисел, а также моделировать отношения чисел и величин
с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение
вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке),
графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и
символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их
выбор, преобразование, конструирование создают дидактические условия для
понимания и усвоения всеми учащимися смысла изучаемых математических понятий
(смысл действий сложения и вычитания, целое и части, отношения «больше на…»,
«меньше на…»;отношения разностного сравнения «насколько больше (меньше)?») в их
различных интерпретациях.
Учебные
задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных
и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение
и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным
признакам(основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре,
свойствах; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных
объектов на основе выделения сущностной связи. Задания такого типа нацеливают
учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение
действовать в соответствии с поставленной целью и являются основным средством
формирования УУД в курсе математики. Вариативность учебных заданий, опора на
опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых
ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами
действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных
учащимися заданий оказывают положительное влияние на развитие познавательных
интересов учащихся и способствуют формированию у них положительного отношения к
школе (к процессу познания).В основе составления учебных заданий лежат идеи
изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы
математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные
компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие
представления, которые являются основой для дальнейшего изучения математических
понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.
Особенностью курса является использование калькулятора как средства
обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими
возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для
открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового
результата, для овладения математической терминологией и символикой, для
выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для
формирования УУД. Помимо этого, в первом и во втором классах калькулятор можно
использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков.
Например, проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой один ребёнок
называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только
после того, как он появится на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что
знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор.
Это является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложения,
вычитания, умножения, деления и активизирует память учащихся.
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных,
регулятивных и коммуникативных, работы с информацией, совместной
деятельности)осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального
курса математики:
1)
Признаки предметов. Пространственные отношения.
2)
Числа и величины.
3)
Арифметические действия. Уравнения и буквенные
выражения.
4)
Текстовые задачи.
5)
Геометрические фигуры.
6)
Геометрические величины.
7)
Работа с информацией.
Содержание разделов 1–7 распределяется в курсе математики по классам и
включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания
курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий,
способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками.
«Уравнения. Буквенные выражения» рассматриваются в разделе «
Арифметические действия». Содержание этого раздела включается и в другие
разделы курса. Изучение данного раздела в предметное содержание курса
обуславливается тем, что он предоставляет учащимся возможность познакомиться с
новыми математическими понятиями (уравнения и буквенные выражения) и повторить
весь ранее изученный материал в курсе математики начальных
классов на более высоком уровне обобщения, применив для этого освоенные способы
учебной деятельности.
Раздел «Работа с информацией» является неотъемлемой
частью каждой темы начального курса математики. В соответствии с логикой
построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную
различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели,
схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления
количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей. В
процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий учащиеся учатся
понимать логические выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то…»,
«верно / неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые» и пр.
Другими словами, процесс усвоения математики, так
же, как и другие предметные курсы в начальной школе, органически включает в
себя информационное направление как
пропедевтику дальнейшего изучения информатики.
Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности (анализ и
синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения
математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического
мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что
оказывает положительное влияние на формирование УУД. При этом сохраняется
приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для
продолжения математического образования в 5-6 классах.
Особое место в содержании начального
математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном
курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система
подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того
или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения,
противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для
рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала
приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым,
и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых
задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и
искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием
ряда общих умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что
известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно
знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте
ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать
наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого
арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в
дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно
давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения;
самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами способствует развитию
у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь
обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических
знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её
изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью
семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с
разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-
нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину,
уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему
миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных
кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и
совершенствуется знание основных математических понятий, отношений,
взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует
осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию
взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному
использованию действий.
Описание
места учебного предмета «Математика» в учебном плане
Согласно Рабочему учебному плану МОУ «ШКОЛА № 39
ГОРОДА ДОНЕЦКА» в 2019-2020 учебном году на обязательное изучение предмета
«Математика» в 3 классе отводится
135 учебных часов в год (4
учебных часов в неделю), продолжительностью обучения 34 рабочие недели, что
определяется и календарным учебным графиком работы МОУ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА
ДОНЕЦКА»
В связи с этим количество часов в Теме № 8
«Сложение и вычитание» увеличено на 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Признаки, расположение и счёт предметов
Расположение предметов на
плоскости (изображение предметов). Сравнение и классификация предметов по
различным признакам (свойствам). Предметный смысл отношений «больше», «меньше»,
«столько же». Способы установления взаимно однозначного соответствия.
Числа и величины
Число и цифра. Чтение и запись
чисел от нуля до тысячи. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в
виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел. Знаки
сравнения. Неравенство. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин.
Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени
(секунда, минута, час). Соотношения между единицами однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть,
четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия. Уравнения. Буквенные
выражения
Сложение, вычитание,
умножение и деление. Предметный смысл действий. Названия компонентов
арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в
выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и
группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении, умножение суммы и
разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и
деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм,
обратное действие, прикидка результата, вычисления на калькуляторе). Запись
уравнения. Корень уравнения. Решение уравнений на основе применения ранее
усвоенных знаний. Выбор (запись) уравнений, соответствующих данной схеме, выбор
схемы, соответствующей данному уравнению, составление уравнений по тексту
задачи (с учётом ранее изученного материала). Простые и усложнённые уравнения.
Буквенные выражения. Нахождение значений выражений по данным значениям входящей
в него буквы.
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим
способом. Планирование способа решения задачи. Представление текста задачи в
виде таблицы, схемы, диаграммы и других моделей. Задачи, содержащие отношения
«больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…», разностного и кратного сравнения.
Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы,
купли-продажи и др. Скорость, время, расстояние; объём работы, время,
производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи
на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи логического и
комбинаторного характера.
Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая,
прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения
построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и название
(куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус). Представление о плоской и
кривой поверхности. Объёмная и плоская геометрическая фигура.
Геометрические величины
Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр,
метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь
геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника. Работа с
информацией, сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением
величин, фиксирование и анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и
слов«…и / или…», «если, то…», «верно / неверно, что…», «каждый», «все», «не»,
«найдётся», истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических
фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма,
плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.
№
п-п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
1.
|
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
|
8
|
2.
|
Умножение и деление
|
14
|
3.
|
Умножение и деление. Задачи.
|
14
|
4.
|
Умножение и деление (продолжение)
|
11
|
5.
|
Умножение и деление. Площадь.
|
16
|
6.
|
Внетабличное умножение и деление
|
13
|
7.
|
Внетабличное умножение и деление с остатком
|
14
|
8.
|
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
|
11
|
9.
|
Сложение и вычитание.
|
15
|
10.
|
Умножение и деление.
|
14
|
11.
|
Итоговое повторение. Что узнали. Чему научились в 3 классе
|
5
|
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий.
ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Обязательный контроль осуществляется в конце Ⅱ и ⅠⅤ
четвертей в форме контрольных работ с целью определения степени освоения
учащимися содержания по предмету.
Рабочей программой предусмотрено 4 контрольные
работы: 23.10, 18.12,16.03, 22.05
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
№
урока в теме
|
Наименование раздела, тем уроков
|
Дата
|
Примечание
|
|
план
|
факт
|
||||
Ⅰ
четверть
|
|||||
Тема
1(8ч.) Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
|
|||||
1.
|
1.
|
Повторение:
сложение и вычитание, устные приёмы сложения и вычитания
|
02. 09
|
|
|
2.
|
2.
|
Повторение:
сложение и вычитание, устные приёмы сложения и вычитания
|
03. 09
|
|
|
3.
|
3.
|
Решение
уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения
|
04. 09
|
|
|
4.
|
4.
|
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым и
вычитаемым
|
05. 09
|
|
|
5.
|
5.
|
Обозначение геометрических фигур буквами «Странички
для любознательных»
|
09. 09
|
|
|
6.
|
6.
|
«Странички для любознательных» Что узнали. Чему
научились
|
10. 09
|
|
|
7.
|
7.
|
Самостоятельная работа /тестовая форма/ Буквенные выражения
|
11. 09
|
|
|
8.
|
8.
|
Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками.
Устные приёмы сложения и вычитания.
|
12. 09
|
|
|
Тема 2
(14ч.) Умножение и деление .
|
|||||
9.
|
1.
|
Конкретный смысл умножения и деления. Связь
умножения и деления
|
16. 09
|
|
|
10.
|
2.
|
Чётные и
нечётные числа. Таблица умножения и деления с числом 2
|
17. 09
|
|
|
11.
|
3.
|
Таблица умножения и деления с числом 3
|
18. 09
|
|
|
12.
|
4.
|
Связь между
величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач
|
19. 09
|
|
|
13.
|
5.
|
Связь между
величинами: масса одного предмета,
количество предметов, масса всех предметов
|
23. 09
|
|
|
14.
|
6.
|
Порядок
выполнения действий в числовых выражениях
|
24. 09
|
|
|
15.
|
7.
|
Связь между
величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на
все вещи
|
25. 09
|
|
|
16.
|
8.
|
«Страничка для любознательных» Что узнали. Чему научились
|
26.09
|
|
|
17.
|
9.
|
Проверим себя и оценим свои достижения
|
30.09
|
|
|
18.
|
10.
|
Таблица умножения и деления с числом 4. Таблица
Пифагора
|
01. 10
|
|
|
19.
|
11.
|
Таблица умножения и деления.
Повторение
|
02. 10
|
|
|
20.
|
12.
|
Задачи на увеличение числа в несколько раз
|
03. 10
|
|
|
21.
|
13.
|
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
|
07. 10
|
|
|
22.
|
14.
|
Решение задач
|
08. 10
|
|
|
Тема 3
(14 ч.) Умножение
и деление (задачи)
|
|||||
23.
|
1.
|
Таблица умножения и деления с числом 5
|
09. 10
|
|
|
24.
|
2.
|
Задачи на
кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел
|
10. 10
|
|
|
25.
|
3.
|
Задачи на
кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел
|
14. 10
|
|
|
26.
|
4.
|
Задачи на кратное и разностное сравнение чисел
|
15. 10
|
|
|
27.
|
5.
|
Задачи на кратное и разностное сравнение чисел.
|
16. 10
|
|
|
28.
|
6.
|
Таблица умножения и деления с числом 6
|
17. 10
|
|
|
29.
|
7.
|
Задачи
на нахождение четвёртого пропорционального
|
21. 10
|
|
|
30.
|
8.
|
Задачи на
нахождение четвёртого пропорционального
|
22. 10
|
|
|
31.
|
9.
|
Комбинированная контрольная работа по теме:
«Умножение и деление»
|
23. 10
|
|
|
32.
|
10.
|
Анализ контрольной работы
Таблица умножения и деления с числом 7
|
24.10
|
|
|
Ⅱ
четверть
|
|||||
33.
|
11.
|
Что узнали. Чему научились
|
05. 11
|
|
|
34.
|
12.
|
Повторение и закрепление знаний.
|
06. 11
|
|
|
35.
|
13.
|
Самостоятельная работа по теме:
«Умножение и деление»
|
07. 11
|
|
|
36.
|
14.
|
Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками.
|
11. 11
|
|
|
Тема 4 (11ч.) Умножение и деление (продолжение)
|
|||||
37
|
1.
|
Площадь. Способы сравнения фигур по площади
|
12. 11
|
|
|
38
|
2.
|
Единица площади — квадратный сантиметр
|
13. 11
|
|
|
39
|
3.
|
Площадь прямоугольника
|
14. 11
|
|
|
40
|
4.
|
Таблица умножения и деления с числом 8
|
18. 11
|
|
|
41
|
5.
|
Закрепление
|
19. 11
|
|
|
42
|
6.
|
Таблица умножения и деления с числом 9
|
20. 11
|
|
|
43
|
7.
|
Единица площади — квадратный дециметр
|
21. 11
|
|
|
44
|
8.
|
Сводная таблица умножения
|
25. 11
|
|
|
45
|
9.
|
Решение задач
|
26. 11
|
|
|
46
|
10.
|
Решение задач
|
27. 11
|
|
|
47
|
11.
|
Проект «Математические сказки»
|
28. 11
|
|
|
Тема
5 (16 ч.) Умножение и деление. Площадь.
|
|||||
48
|
1.
|
Единица площади — квадратный метр
|
02.12
|
|
|
49
|
2.
|
Закрепление. «Странички для любознательных».
|
03. 12
|
|
|
50
|
3.
|
Что узнали. Чему научились
Проверим себя и оценим свои достижения
|
04. 12
|
|
|
51
|
4.
|
Умножение на 1и 0
|
05. 12
|
|
|
52
|
5.
|
Деление вида а :а, 0 : а
|
09. 12
|
|
|
53
|
6.
|
Деление вида а :а, 0 : а
|
10. 12
|
|
|
54
|
7.
|
Задачи в 3 действия
«Страничка для любознательных»
|
11. 12
|
|
|
55
|
8.
|
Доли. Образование и сравнение долей
|
12. 12
|
|
|
56
|
9.
|
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)
|
16. 12
|
|
|
57
|
10.
|
Задачи на
нахождение доли числа и числа по его доле
|
17. 12
|
|
|
58
|
11.
|
Контрольная работа по теме
«Умножение и деление»
|
18. 12
|
|
|
59
|
12.
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Единицы
времени — год, месяц, сутки. «Странички для любознательных»
|
19. 12
|
|
|
60
|
13.
|
Что узнали. Чему научились
|
23. 12
|
|
|
61
|
14.
|
Что узнали. Чему научились
«Странички для любознательных»
|
24. 12
|
|
|
62
|
15.
|
Закрепление.
|
25. 12
|
|
|
63
|
16.
|
Повторение и закрепление знаний.
|
26. 12
|
|
|
ⅡⅠ
четверть
|
|||||
Тема 6
(13 ч.) Внетабличное умножение и деление
|
|||||
64
|
1.
|
Приёмы
умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3
|
13. 01
|
|
|
65
|
2.
|
Приём деления для случаев вида
80 : 20
|
14. 01
|
|
|
66
|
3.
|
Умножение суммы на число
|
15. 01
|
|
|
67
|
4.
|
Решение задач несколькими способами
|
16. 01
|
|
|
68
|
5.
|
Приёмы умножения для случаев вида 23 · 4, 4 · 23
|
20. 01
|
|
|
69
|
6.
|
Решение задач
на нахождение четвёртого пропорционального
|
21. 01
|
|
|
70
|
7.
|
Выражение с двумя переменными
«Странички для любознательных»
|
22. 01
|
|
|
71
|
8.
|
Деление суммы на число
|
23. 01
|
|
|
72
|
9.
|
Деление суммы на число. Закрепление
|
27. 01
|
|
|
73
|
10.
|
Связь между числами при делении
|
28. 01
|
|
|
74
|
11.
|
Связь между числами при делении
|
29.01
|
|
|
75
|
12.
|
Проверка деления умножением
|
30.01
|
|
|
76
|
13.
|
Проверка деления умножением
|
03. 02
|
|
|
Тема 7
(14 ч.)
Внетабличное умножение и деление. Деление с
остатком.
|
|||||
77
|
1.
|
Приём деления для случаев вида
87 : 29, 66 :
22
|
04. 02
|
|
|
78
|
2.
|
Проверка умножения с помощью деления.
|
05. 02
|
|
|
79
|
3.
|
Проверка
умножения с помощью деления.
|
06. 02
|
|
|
80
|
4.
|
Решение
уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и
деления.
|
10. 02
|
|
|
81
|
5.
|
«Странички
для любознательных»
|
11. 02
|
|
|
82
|
6.
|
Деление с остатком
|
12. 02
|
|
|
83
|
7.
|
Деление с остатком
|
13. 02
|
|
|
84
|
8.
|
Приёмы нахождения частного и остатка
|
17. 02
|
|
|
85
|
9.
|
Приёмы нахождения частного и остатка
|
18. 02
|
|
|
86
|
10.
|
Деление меньшего числа на большее
|
19. 02
|
|
|
87
|
11.
|
Проверка деления с остатком
|
20. 02
|
|
|
88
|
12.
|
Что узнали.
Чему научились
Ознакомление с проектом «Задачи-расчёты»
|
25. 02
|
|
|
89
|
13.
|
Проверим себя и оценим свои достижения. «Странички
для любознательных»
|
26.02
|
|
|
90
|
14.
|
Самостоятельная работа по теме:
«Внетабличное умножение и деление»
|
27.02
|
|
|
Тема 8
(11ч.) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000. Нумерация
|
|||||
91
|
1.
|
Анализ самостоятельной работы. Устная нумерация
|
02. 03
|
|
|
92
|
2.
|
Письменная нумерация. Разряды счётных единиц
|
03. 03
|
|
|
93
|
3.
|
Натуральная
последовательность трёхзначных чисел.
|
04. 03
|
|
|
94
|
4.
|
Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз
|
05. 03
|
|
|
95
|
5.
|
Замена числа суммой разрядных слагаемых
|
10. 03
|
|
|
96
|
6.
|
Сложение
(вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел
|
11. 03
|
|
|
97
|
7.
|
Сложение (вычитание) на основе десятичного состава
трёхзначных чисел
|
12. 03
|
|
|
98
|
8.
|
Комбинированная контрольная работа по теме: «Числа
от 1 до 1000. Нумерация»
|
16. 03
|
|
|
99
|
9.
|
Анализ
контрольной работы. Работа над ошибками. Определение общего числа единиц
(десятков, сотен) в числе
«Странички для любознательных»
|
17. 03
|
|
|
100
|
10.
|
Единицы массы — килограмм, грамм. «Странички для
любознательных»
|
18. 03
|
|
|
101
|
11.
|
Что узнали. Чему научились.
Проверим себя и оценим свои достижения.
|
19.03
|
|
|
ⅠⅤ
четверть
|
|||||
Тема 9
(15 ч.) Сложение и вычитание
|
|||||
102
|
1.
|
Приёмы устных вычислений
|
30.03
|
|
|
103
|
2.
|
Приёмы устных вычислений
|
31.03
|
|
|
104
|
3.
|
Закрепление
|
01.04
|
|
|
105
|
4.
|
Разные способы
вычислений. Проверка вычислений
|
02.04
|
|
|
106
|
5.
|
Разные способы
вычислений. Проверка вычислений
|
06.04
|
|
|
107
|
6.
|
Приёмы письменных вычислений
|
07.04
|
|
|
108
|
7.
|
Приёмы письменных вычислений
|
08.04
|
|
|
109
|
8.
|
Алгоритм письменного сложения
|
09.04
|
|
|
110
|
9.
|
Алгоритм письменного вычитания
|
13.04
|
|
|
111
|
10.
|
Решение задач и примеров
|
14.04
|
|
|
112
|
11.
|
Виды треугольников (по соотношению сторон)
|
15.04
|
|
|
113
|
12.
|
Закрепление
«Странички для любознательных»
|
16.04
|
|
|
114
|
13.
|
Что узнали. Чему научились.
|
21.04
|
|
|
115
|
14.
|
Самостоятельная работа теме:
«Сложение и вычитание»
|
22.04
|
|
|
116
|
15.
|
Анализ самостоятельной работы.
Решение задач.
|
23.04
|
|
|
Тема
10 (14ч.) Умножение и деление
|
|||||
117
|
1.
|
Приёмы устных вычислений
|
27.04
|
|
|
118
|
2.
|
Приёмы устных вычислений
|
28.04
|
|
|
119
|
3.
|
Приёмы устных вычислений
|
29.04
|
|
|
120
|
4.
|
Виды треугольников по видам углов
|
30.04
|
|
|
121
|
5.
|
Приём письменного умножения на однозначное число
|
04.05
|
|
|
122
|
6.
|
Приём письменного умножения на однозначное
число
|
05.05
|
|
|
123
|
7.
|
Приём
письменного деления на однозначное число
|
06.05
|
|
|
124
|
8.
|
Приём письменного деления на однозначное число
|
07. 05
|
|
|
125
|
9.
|
Проверка деления умножением. Закрепление
|
12. 05
|
|
|
126
|
10.
|
Проверка деления умножением. Закрепление
|
13. 05
|
|
|
127
|
11.
|
Что узнали. Чему научились.
|
14. 05
|
|
|
128
|
12.
|
.Что узнали. Чему научились.
|
18. 05
|
|
|
129
|
13.
|
Знакомство с калькулятором.
|
19. 05
|
|
|
130
|
14.
|
Контрольная работа
по теме: «Умножение и деление»
|
20. 05
|
|
|
Тема
11 (5 ч.) Итоговое повторение «Что
узнали, чему научились в 3 классе»
|
|||||
131
|
1.
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками . Повторение.
Нумерация.
|
21.05
|
|
|
132
|
2.
|
Сложение и вычитание.
|
25.05
|
|
|
133
|
3.
|
Умножение и деление.
|
26.05
|
|
|
134
|
4.
|
Решение задач
|
27.05
|
|
|
135
|
5.
|
Итоговое повторение за год
|
28.05
|
|
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Нормы оценок за контрольные работы соответствуют
требованиям, указанным в Методических рекомендациях «Пятибалльная система
оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики,
утверждёнными решением научно -методического совета Донецкого ИППО (протокол №1
от 29.01.2015г.).
Работа, состоящая из примеров
Отметка
|
Характеристика
учебных достижений учащихся
|
2
|
Учащийся допускает 4 и более грубых ошибок.
|
3
|
Учащийся допускает 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более
негрубых ошибки.
|
4
|
Учащийся допускает 1 грубую и 1-2 негрубые ошибки.
|
5
|
Учащийся выполняет работу без ошибок.
|
Работа, состоящая из задач
Отметка
|
Характеристика
учебных достижений учащихся
|
2
|
Учащийся допускает 2 и более грубых ошибки.
|
3
|
Учащийся допускает 1 грубую и 3-4 негрубые ошибки, правильно
выполнено не менее 50% работы.
|
4
|
Учащийся допускает 1 грубую и 1-2 негрубые ошибки.
|
5
|
Учащийся я выполняет работу без ошибок.
|
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Отметка
|
Характеристика
учебных достижений учащихся
|
2
|
Учащийся допускает ошибки в ходе решения задачи или при решении
задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
|
3
|
Учащийся допускает ошибки в ходе решения задачи при правильном
выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки,
при этом ход решения задачи должен быть верным.
|
4
|
Учащийся допускает 1-2 вычислительные ошибки.
|
5
|
Учащийся я выполняет работу без ошибок и исправлений.
|
Контрольная работа диагностического характера
- Оценка
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий,
допускается 1 негрубая ошибка и исправления. Уровень высокий: 90% -100%.
- Оценка
"4" ставится, если учащийся безошибочно выполнил не менее 3/4
заданий.
Уровень выше среднего: 65%- 89%.
- Оценка"3"
ставится, если учащийся правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Уровень
средний: 51% - 64%.
- Оценка
"2" ставится: если учащийся не справился с большинством заданий.
Низкий
уровень: менее 50%.
Математический диктант
Отметка
|
Характеристика
учебных достижений учащихся
|
2
|
Учащийся не выполнил 1/2 часть примеров от их общего числа.
|
3
|
Учащийся не выполнил 1/4 часть примеров от их общего числа.
|
4
|
Учащийся не выполнил 1/5 часть примеров от их общего числа.
|
5
|
Учащийся выполнил работу без ошибок и исправлений.
|
Тестовая работа
Отметка
|
Характеристика
учебных достижений учащихся
|
2
|
Учащийся правильно выполнил менее 60% заданий.
|
3
|
Учащийся правильно выполнил 60% и более процентов заданий.
|
4
|
Учащийся правильно выполнил 80% и более процентов заданий.
|
5
|
Учащийся правильно выполнил 100% заданий.
|
Самостоятельная работа.
Носит обучающий характер. Цель – выявить и своевременно устранить
имеющиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках. На выполнение самостоятельной
работы отводится:
3-4 класс – 10-15 мин.
Оценивание самостоятельной работы:
- Оценка
«5» – если работа содержит не более 2 недочётов.
- Оценка
«4» – если выполнено не менее 75% объёма работы.
- Оценка
«3» – если выполнено не менее 50% объёма работы.
- Оценка
«2» – если выполнено менее 50% объёма работы.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. 3кл. В2 ч. Ч. 1.
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. 3кл. В2 ч. Ч. 2.
В учебниках представлен материал,
соответствующий программе и позволяющий сформировать у младших школьников
систему математических знаний, необходимых для продолжения изучения математики,
представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную
отработку универсальных учебных действий, на развитие логического и
алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи
учащихся.
Многие задания содержат
ориентировочную основу действий, что позволяет учащимся самостоятельно ставить
учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной
деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий